На прошедшей неделе мне посчастливилось два раза побывать на Дону и решил поделиться своими наблюдениями и переживаниями.

Донская Засранка

Первое место, которое мы выбрали для рыбалки в будничный день, это было место между хуторами Вертячий и Песковатка. Достаточно популярное место для волгоградских рыболовов, где начинается затон Засранка. Этой осенью там неплохо ловились судачки, а осенью, как и всегда, с лодок ловили групную густеру и подлещиков.
Кроме того, у нас небыло никакой информации об этих местах в плане клева. То есть, либо там никто из наших не был еще, либо ловят в свое удовольствие и помалкивают.
Каких-то 70 км., и мы на месте. Начинаем бурить там, где года три подряд в это время ловим на ослабленном течении приличную бель на обыкновенные (грамм-полтора ) мормышки. Но что это? Старая проверенная мормышка не достает до дна! Не может быть! Бурим ближе к берегу, дальше, чуть выше по течению, чуть ниже – нет, течение дует так, что сносит даже самую большую вольфрамовую мормышку! Интересно, как же это может быть, тем более почти перед косой?
Ну, раз такое дело, надо пробовать ловить судака на фарватере. И вот тут началось самое непонятное. Вода из свежей лунки выплескивается с темно-желтым оттенком. Ну ладно, бывает такое зимой, возможно, какие-то варварские сбросы производств, что находятся выше по течению. Однако, я не могу опустить мормышку ниже полутора метров! Опять пробиваю ледобуром, а он упирается в какую-то кажу, как будто в снег и все. Судаковая мормышка его пробить не может. Я пробую бурить еще в двух местах, там, где осенью вставали на якорь на глубине 5-7 метров. Нет, все повторилось точь в точь. Подо льдом пространство забито какой-то гадостью, напоминающую ледяную шугу. Мы не стали продолжать экологические изыскания, ведь на рыбалку приехали! Я попробовал ловить за косой, но быстро убедился, что даже на глубине в метр подо льдом – течение очень сильное. Видно, по мелкому берегу, из-за затора на фарватере, течение усилилось и чистая вода стремительно обходит это что-то непонятное желтого цвета. Ну, Засранка – она и есть, засранка.

P.S. Позже выяснилось, что это никакая не отрава, просто место такое, где лед расковыривает какой-то берег, ломается и на повороте образоввывает эдакий затор с грязной водой.

Донская Клешня

Обескураженные, мы уехали вниз по течению, на выход затона Клешня, где некогда ловили по первому льду. Перешли Дон по толстому льду, по которому уже давно носятся автомобили и засверлились в эпицентре уже набуренных кем-то лунок. Поклевок нет. Мои друзья засели на забана ближе к берегу, а я честно бурил лед толщиной под барашек на ледобуре и пробовал соблазнить судаков или бершей. Время шло, силы таяли (я за один раз мог сделать только две лунки, хотя к работе ледобура – претензий не было). Пообедав, мы решили скрасить рыбалку ловлей мелкой бели в начале затона. Она там водится всегда и ее всегда там ловят.
Я настроил свою любимую мормышку и быстро обнаружил неплохого синца и густеру прямо подо льдом. Уверенная остановка кивка следовала при ритмичном покачивании и очень медленном опускании мормышки с подсадкой мотыля. До того, как я услышал рядом шуршание трех буров, я выхватил штук 7 неплохих рыбин размером с ладонь и больше. Это меня воодушевило и я снова начал искать рыбу под толстым льдом, как будто у меня открылось второе дыхание. Но таких крупненьких удавалось уговорить по одной-две из очередной лунки. Ближе к берегу у меня опять стало чаще получаться уговаривать рыб размером с ладошку, но время неумолимо. Пора собирать рыбу, допивать чай и ехать домой.

Лещевый спектакль

Через два дня, без каких-либо разборов полета, мы опять летим на запад с мотылем, опарышем и мальком. На этот раз мы были вооружены информацией недельной давности, точным описанием ориентиров, по которым без труда должны найти место, где ловили крупного подлещика и судака, и место, где рядовой забан клевал без передышки со скорострельностью пистолета Макарова.
Признаться в том, что мы малость заблудились в поисках выезда на лед – как-то не солидно. Скажем так, мы с удовольствием кружили по окраине Калача-наДону, демонстрируя местным жителям великолепие нашего джипа Паджеро. Однако, мало кто обращал в будничный день с самого утра наше парадное шествие на грозной, нет, скорее грязной большой машине. Пришлось одному из местных показать великолепие джипа изнутри, для чего мы пригласили в салон какого-то деда с мешком под предлогом, чтобы он показал нам выезд на лед. В общем, нам удалось и покрасоваться, и выехать на долгожданный лед. В салоне еще долго витал запах щей, напоминающий школьную столовую, а что было в мешке у деда – мы так и не узнали, с спорим до сих пор.
Выехав на лед, переехали на другую сторону и помчались по укатанной ледяной дороге в сторону Пятиизбянки. Следуя распечатанным рекомендациям, пролетаем мимо групп людей ловящих рыбу, одиноких местных, приехавших на велосипеде. Вдруг видим, на горизонте что-то черное. Подъезжаем, это «пингвины»! А еще машины, на которых пингвины приехали раньше нас! Стоят, сидят, ходят, бурят, машут руками, курят, пьют, едят, одним словом - ловят рыбу. А мы были в сомнениях, что место не найдем! Все уже давно найдено!
Сверлимся прямо около джипа, чуть по далее от основной толпы. Мы же интеллигентные люди!
Коля сел на леща, я начал методично бурить в поисках судака. Наблюдая, как, то тут, то там, люды вылавливают неплохую бель, решил сделать универсальную снасть. Не поленился и перевязал судаковую мормышку с небольшим поводком и мормышкой на подлещика. Продолжил поиск, но удача мне не улыбалась. Скорее скалилась, что вылилось в концентрацию пингвинов позади нас, где я собирался пробурить пару лунок, типа вдали ото всех. Я не выдержал, и быстро просверлил лунку с учетом динамики поимок крупных подлещиков, которые не хотели вылезать из лунок без скрипа. У меня начались поклевки, но только на стоячую снасть. Однако, я быстро понял, что моя снасть сделана не правильно. Слишком короток поводок, чтобы лещик безропотно глотал наживку, да и давно уже всем известно, что именно лещ на течении больше предпочитает мормышке – крючок. Мой компаньон Николай, не долго споря с совестью, засверлился рядом со мной и успел это сделать до максимума ажиотажа. Более того, он сразу попал в эпицентр поклевок. Не успевал за двумя удочками. Выловил трех небольших лещей под кило. После чего все затихло. Основная толпа гонясь за поклевками сместилась выше по течению. Удивительное зрелище. За спиной толпа человек 30 сверлят, сопят, все потихонечку, все шепотом... Мы остались сидеть на своих лунках и досмотрели этот спектакль, как говорится, до конца. Стая лещей ушла, народ поскучнел, начал громче говорить, смеяться. Как по команде все начали обедать, после чего разбредаться кто куда. Кто ближе к берегу пошел, кто на глубину подался.
Только мы собрались уезжать на «забанье» место, уже прогрели машину, как около наших лунок амый терпеливый вынимает два полещика на одну удочку сразу. У соседей тоже что-то дергать начало. Естественно, наши нервы не выдержали. Мы бегом размотали удочки и уселись рядом. Смешно конечно, но через 20 минут тишины мы таки поехали ловить забана.

Донская Самодуровка

Новое место нашли без труда. Там тоже человек 8 ловило рыбу. Мы нашли заветную глубину в 2.5 метра и зарядили свои «пистолеты Макарова» мотылем.
Мда… Паузы были только, когда приходилось подсаживать мотыля, другими словами, зарядить новую обойму.
Течение очень слабое, глубина небольшая, безмотылку, как это обычно бывает, я не взял. Настроил свою любимую удочку с мормышкой и леской 0.125 мм. На третьем «выстреле» я подсек что-то солидное, аккуратно подтащил к лунке, но это что-то начало беситься там, под толстым льдом, леска несколько раз терлась по окружности лунки. Я попытался чуть увеличить форсаж, чтобы это прекратить – прекратил. Мормышка (как обычно - любимая, последняя, каких не знаю где еще купить) уплывает в качестве пирсинга в губе глупой, но победившей рыбы.
Опять беру в руки забанячью снасть с леской 0.22, продолжаю расстрел мирной демонстрации забанов на глубине 2.5 метра.
- Мамба, может, ну их нафик? – с трудом распрямив спину жалобно произнес Николай, - Там лещи клюют. Пусть редко, но все же лещи!
- Это у тебя они там клюют, точнее клевали, а у меня – нет.
- Ну, как скажешь, - со вздохом ответствовал Коля, вынимая очередного забанчика.
Решили досидеть до 15 часов и съездить на вечерний клев леща.
Узнав об этом, забаны с ума взбесились. Вешались на все крючки, на которых хоть что-то висело, из соседней лунки выныривали и кричали: «Тащи, чего ждешь!?»
Не выдержали, уехали на леща без десяти минут три.
Подъезжаем, из машины не выходим, смотрим. Все сидят, никто не ловит. Посидели мы, посидели, попили чаю, да так и уехали назад, не выходя из теплой машины. Проехали чуть дальше забаньего места, где толпа, человек в 50 наверное, гоняют мелкого судачка на балансиры. И это в будний день! Понаблюдали за этим ледовым побоищем минут 10, за которое то тут, то там вытащили судачков пять. Значит, каждый десятый что-то вылавливал в течение десяти минут. Но уж больно судачок мелковат. Ну успеем поймать по паре, если повезет. Нет, мелковат, досидим вечер на забаньем месте, а вдруг к вечеру крупный пойдет?
Ловили до сумерек, при которых уже плохо крючок и мотыля. Отвели душу, как говориться. Если бы не три лещика утренних – мы бы думали, что наши забаны не такие уж и мелкие. Ведь среди нас, пнгвинов, густера с ладонь – это зачетная рыба, тем более, вяленная с пивом.

Примечание:
Данный материал опубликован в газете "Рыбак Рыбака"

Натюрморт с сопой из-подо льда
Вставайте, граф! Рассвет уже полощет...
Калачевский мост
Да, что за ..... Алё! Нету меня! На рыбалке...
Народ погнался за стаей леща
Самодуровские забанятки
Самодуровский забанёныш
Мамба, я тебе отдам даже эту рыбу, только поехали от сюда! :-)