Мемориал им. О. Соболева «Трофейный судак - 2008»

Слухи о том, что два года подряд разыгрывается большой призовой фонд в один миллион рублей, что два года подряд джиг побеждает троллинг, что в каждой лодке сидит линейный судья с видеокамерой постоянно будоражили наше воображение. Где ж они столько видеокамер взяли? Не может такого быть, чтобы троллингисты проиграли спиннингистам! Что-то тут не так! Скорее всего - какая-нибудь подстава! Но при более близком ознакомлении с отчетами прошлых лет, с видеоматериалами мне становилось все более интереснее. Наконец, после моего участия в «Октябрятах», где в зачет принималась только самая крупная рыба, чаша весов неуклонно склонилась в сторону «Надо ехать и самолично все посмотреть!» Что, и вправду троллингистов заставляют снимать лишние тройники с воблеров? Что, и вправду главный судья Мемориала ни кто-нибудь, а сам Янис Стикутс, чью книжку я приобрел очень давно в букинисте? Оставалось одно «но» - а 70 тысяч рублей за участие – это не слишком дорого? Ведь в прошлом году только одна команда смогла поймать зачетных судаков от 65 сантиметров! Но второй участник команды Юра (Uran) развеял мои сомнения. Задача ловить только судаков от 3.5 кг – это очень интересно. Ведь мы только догадываемся как это делать. Посмотреть на других, кто будет решать точно такую же задачу очень интересно… в общем, за полтора дня мы нашли свободный кемпинг, оплатили наше участие и вот мы с Ветом уже едем на базу тренироваться. Для экономии денежных средств мы решили переночевать в палатке, а разведку производить на его лодке с мотором. Нам предложили кому-то позвонить, где-то остановиться, или встать рядом, чтобы недалеко ходить в душ – но мы решили не тратить время на расквартирование и прямиком пересекли территорию базы и встали на весьма удобном месте, где и спуск был хорошим, и за деревьями ветер не сильно ощущался, да еще и нашли звено от гусеницы и стали использовать его в качестве якоря.

Тренировка номер 1

Вооружившись рекомендациями тех, кто на этой акватории бывал чаще нас мы (О. Капитанов, С. Кунцевский, И. Кураков, Шувалов Д.) сразу же пошли в Парашкину протоку. Однако, отсутствие других лодок и поклевок на архи интересных корягах заставили двигаться нас дальше в сторону Волги. Вскоре выяснилось, что Парашкина сильно обмелела на своем повороте. От этого видимо и с рыбой стало сразу плохо. Даже на первой ямке, что недалеко от Волги мы не увидели ни одной поклевки.
На Волге мы быстренько обследовали коряжник, что находится по левому берегу между Полданиловкой и Парашкиной, но судаков более, чем на 1.5 кг мы там не поймали. При чем, в самих корягах ловились судаки в районе килограмма, а как только начинаешь ловить на сильном течении на глубине – вешаются такие маленькие, что диву даешься, от куда такая мелкая рыба на глубине более 12 метров? А килограммовые судаки чаще всего были с ранами от чьих-то клыков! Кстати, это не только мы заметили! Однако засиживаться на корягах не имело смысла. Мы ведь на разведке! Надо охватить как можно больше мест.
На очередном коряжнике, только уже с правого берега поклевок нет. Виталик уже высказал мнение, что пора валить от сюда, но что-то мне подсказывало, что глубина 8 метров под лодкой, более-менее щадящий приманки коряжник заслуживает бОльшего внимания. Буквально через две-три проводки, когда поролонка перескочила какое-то препятствие, на падении кто-то сильно дернул. Это был судак на 2100. Я специально взвешивал всех рыб, которые были на глаз больше килограмма, чтобы статистика была точной, а не «на глазок». Тут же следом мы выловили еще несколько судачков, но поменьше весом и уплыли, поставив мысленно галочку. Всего за полдня поймали 9 судаков, один из которых был за двушник и два по полтора кг.
Вечером в полной мере ощутили на себе, как холодает с каждой минутой. Конечно, костер, вовремя выпитая рюмочка и жаркие дебаты про рыболовный Интернет и новый дизайн родного сайта могли растопить все что угодно!
Утром мы пошли исследовать места в районе Полданиловки. Прошли по бровке выхода Перовского затона, остановились поджиговать, выловили парочку судачков и поплыли дальше, рассматривая в эхолот рельеф дна. В одном месте увидели стаю рыб. Буквально первые забросы подтвердили наше предположение, а забагренный поролонкой крупный лещ вообще вселил в нас оптимизм! Под таким крупным лещем должен быть и крупный судак! Мы поджиговали на этом месте, выловили два килограммовый судака и оставили это место для соревнований. Ну и, если по правде сказать, у Вета с лещем никак не получалось. Решили, что три леща ему на копчение хватит. Скажу наперед, что больше нигде мы не встречали такого крупного леща! А это уже – какой-то плюс нашей разведке! Жаль, что нам не удалось половить на всевозможных «пупках», которые мы обнаруживали на больших глубинах – легкий ветерок и волна никак не сочетались с нашей надувной лодкой. Мы опять ушли к подветренному берегу и исследовали всем известные коряги по левому берегу от Парашкиной до Полданиловки. Судака, как выяснилось, там много, но ни одного более, чем 2 кг мы так и не поймали. В целом, у нас получилось за 2/3 дня с постоянной сменой мест полный контейнер рыбы. Ну и еще мы отметили, что на поролон клевало лучше, чем на резину.

Тренировка № 2

После того, как мы вернулись в Волгоград, встретились с Юраном и вновь приехали на базу Успех, уже на нормальной лодке Казанка-5М и нормальным мотором 30 л/с мы продолжили исследование акватории. Из-за лимита времени, Ахтубу мы исключили из рассмотрения. Нам казалось логичным, что крупной рыбы в Волге больше. Да и в прошлогодние соревнования зачетные судаки ловились именно на Волге.
У Юры эхолот более мощный, более детально показывает дно. Уже разведанные точки смотрятся по другому. Мы покрутились по разведанным «пупкам», проверили наличие стаи крупного леща. Мы прошли достаточно далеко вниз по течению в поисках интересных точек, но везде на интересном ландшафте дна стояли порядки и переметы. Совершенно невозможно было ловить на джиг. Вечером мы скорректировали наши планы. Понятно было, что мест, куда выходит зачетный судак вечерами и утром мы толком не знаем, а вот ловля в коряжнике – это один из наших козырей. Ну скажите, у кого кроме нас есть пули 28, 35 и 50 грамм? Мы ни с Ветом, ни с Юраном не видели, что бы кто-то упирался прямо конкретно в коряжнике! Оставалось только найти нетронутую ни кем урёму с нормальной глубиной 8-10 метров и с течением.
Последний день мы так же посвятили разведке новых мест с перерывом на общее построение и подъем флагов. Приятно, Чёрт возьми, когда тебе дарят маечку и бейсболку, как участнику. Организаторы подобрали интересную гамму цветов – в общем открытие Мемориала было весьма торжественным и красочным.
После обеда мы опять не трогали уже разведанные с Ветом точки, а опять рыскали по крягам и всматривались в эхолот. К вечеру нам все более было понятным то, что далеко ездить нет необходимости. Тем более, что в зачетные дни в лодке будет сидеть еще третий чел и то время, которое мы отводили на возвращение на базу надо было увеличивать.
Вечером, облавливая большую стаю синца, которого мы обнаружили уже на закате дня, у Юры наконец-таки клюнул большой судак. Не было не малейшего сомнения, что это был именно зачетный клыкастик, хоть мы его так и не увидели. Следующий заброс в то же место принес судака на полтора кг., с точно такой же поклевкой и с точно таким же поведением после подсечки. Более того, мы заметили, что очень много поимок судака было за «подбородок», то есть судак прижимал приманку ко дну, что не всегда нами воспринималось, как поклевка. Тем не менее, мы очень обрадовались тому, что наткнулись на место, куда вечером может выходить зачетный судак.
Эх, недельку бы нам поджиговать вечерами и утром на найденных точках! Однако, завтра уже старт и первый зачетный день! У нас есть место, где можно утром и вечером караулить крупняк и есть две-три точки, где у нас были зверские поклевки с гигантскими зубами на грузе. А это уже кое-что для первого раза!

Первый зачетный день.

С самого утра на нашем волшебном свале были лишь одиночные поклевки некрупного судака, поимка почти килограммовой густеры и еще какие-то непонятные величавые шевеления кончика спиннинга. Такое впечатление, что по бровке лошади ходят. Ну... Волга, всякое плавать может! Однако из пойманного – ничего зачетного не было. Мы решили проверить, как поживают наши лещи. Ведь из разговоров с завсегдатаями этих мест вырисовывалась картина, что стаю именно крупного леща никто толком не встречал за последние две недели, а мы знаем где он тусуется! Это наш шанс!
Однако под лещем опять таки зачетного судака не было. Ждать его тут вечером или где-то еще в других корягах – вот вопрос! Мы решили поискать судака на глубинных бровках, а вечером опять покараулить поклевки крупного судака там, где пережили уже один выход.
В первый день никто из 30-ти команд не поймал заветных 65 сантиметров. Были поимки судаков, которые недотягивали до зачета 5-2 сантиметра. Места поимки крупных рыб, естественно, держались в секрете.

Второй зачетный день.

Наш план претерпел не много изменений. Мы опять утром постояли на своей точке, затем опять стали исследовать глубинные неровности дна. С первого раза, не учтя направление течения, встали глубже, чем следовало. Но раз встали – надо попробовать, ведь часто бывает, что неправильная постановка лодки бывает как раз весьма удачливой! Так и вышло, но только клюнул не судак, а сом. При чем какой-то странный сом. Толком не тянет в глубь, а тупо стоит около лодки и медленно сдает свои позиции. Мы даже с якоря не стали сниматься. Юра поднял его за каких-то минут 10-15. Когда он показался на поверхности – мы ахнули. Изо рта у сома торчал воблер Халько с большим пучком лесок, плетенок, резинок и каких-то грузов! Джигголовка с большим шейкером воткнулась ему прямо в верхнюю челюсть. Мда... раз уже не везет рыбе – значит это на долго. Конечно, было желание прикрепить куда-нибудь к сому записку «Этот сом уже всех достал!» и отпустить, но принимая во внимание его слабое сопротивление и крайнюю невезучесть, решили, что и потомство от него получится не самое лучшее.
Факт поимки сома, при чем в ноябре и честно в рот поднял в нас веру в успех на более высокую ступень. Все-таки, некоторый коэффициент везучести у нас есть! И так будет всегда! Спасибо Вселенскому разуму! :-)
В ожидании вечера мы, в который раз уже, лазили по корягам, только в этот раз уже рискуя оторвать якорь (у нас было два запасных) пробовали ловить на течении рядом с корягами на бровке с 8 на 12 метров. Пару раз нам удавалось зацепиться за грунт, не смотря на сильное течение, где груз-«чебурашка» 52 грамма не тонет. Я сверху на «чебурашку» еще вешал пулю 35 грамм и всеми этими 87-ю граммами осуществлял медленную проводку – аж, плетенка на течении пела! Ужас! Поклевки килограммовых судаков ощущались как поклевки подводных лодок! Мы постоянно заставляли линейного судью снимать на всякий случай. Видя, что подобным образом и чемпион России Виктор Голубев со своей невской катушкой ловит – задержались больше обычного, Юра выловил приличную щуку под 4 кг, однако зачетных судаков так и нет.
Вечером мы опять стоим на своем любимом месте и ждем выхода крупного судака. Поведение стай синца для нас уже становится обыденным. Стая, что сверху медленно спускается по течению в сторону нашей лодки, а стая, что стоит на глубине медленно поднимается к верхней бровке. У меня на границе глубоководной стаи постоянно случаются жесткие поклевки, но подсечь никак не могу. Судя по зубам – что-то весьма приличное. Я меняю поролонки, меняю полеуретан с тройником и лепестком вместо хвостика, меняю шейкер на джигголовке – поклевки продолжаются, а подсечь не могу! Наконец вылавливаем по паре судаков. У Юры с мели берет в пасть приманку, а у меня на глубине прижимает приманку ко дну и засекается. А время неумолимо приближается к финишу. Уже завели мотор на прогрев, еще по два заброса – нет, судак так и не вышел.
Приезжаем на финиш за минуту до сигнальной ракеты, лобовое стекло нашей лодки в крови и рыбьей слизи, но без зачетных судаков на борту.

Итоги.

На берегу уже лежат два зачетных судака. Одного поймали на троллинг, другого, самого большого, на джиг на Ахтубе. Оказывается другие рыболовы так же ждали выхода крупного судака на своих проверенных ямках. Из 30 команд повезло только двум, а если быть точнее, из 60 рыболовов – двум! Опять у многих пойманные судаки не дотягивали каких-то 2-3 сантиметров. Второе место заняла команда «Пересвет» из Москвы – отец и сын Виктор и Алексей Литвяковы. Их судак весил 3,72 кг. Им был вручен денежный сертификат на 400 000 рублей.
Первое место заняла команда «Ритм» из Ярославля: Павел Судаков и Сергей Зебанин, поймавшие судака весом 5,65 кг. Эта же команда получила приз за самую крупную рыбу. Ярославцы получили таким образом сразу два денежных сертификата: на 750 000 и 50 000 рублей. Деньги за третье место (250 000 р) перейдут на следующий год.
Не могу отметить отличную подготовку соревнований организаторами, которая чувствовалась даже в мелочах. Памятные дипломы и уникальные значки участников Мемориала-2008, сногсшибательная поддержка спонсоров «Камчатка-Тур», «Экстирм-Фишинг» и «BORK», которая вручила нам утешительный приз за сома, придумав номинацию «Жаль, не судак!». У нашей команды абсолютно нет никаких нареканий ни к другим командам, ни к судейской коллегии. Борьба была действительно честной и равной.
Мы обязательно будем участвовать в следующем году, но собираемся уже подойти к ловле трофейного судака более основательно!

Примечание:
Данный материал опубликован в газете "Рыбак Рыбака"

Фоторафии Яниса Стикутса www.poga.lv
Янис Стикутс поднимает флаги
Судаки в корягах со следами зубов на теле
Короче, судаки - ловились
Лупоглазка
87 грамм с шумовой резиной
В ожидании вечернего выхода
Памятник Оскару Соболеву
Открытие
Торжественные речи
Первые знакомства
И опять судак покусанный кем-то
Юран с невезучим сомом
Вот с такой бородой сом кинулся на джиг-головку
Тоже трофеи !
Щука, блин...
Отпускаем...
Зачётные судаки
Вручают дипломы и значки
Номинация 'Жаль не судак!'
Напольные весы до 150 кг
Ну, заметили - и то хорошо!
У Ахтубы-77 - длинные руки!
Тортики от спонсоров
Стенд Экстим-Фишинг
Янису досталась кофеварка фирмы BORK
Я. Стикутс объявляет победителей
Команда 'Пересвет' - 2 место
400 000 р.
Паша Судаков справа (он поймал)
Молодцы! Базару нет!
Достойная награда
У нас на фесте салют был круче!
Салют
Фото на память
Шимано, Салмо, Мамба :-)
Я, Станислав, Янис, Юрий
Спасибо всем, кто нам старался помочь!