Долгожданная Цимла.

Цимла – как много в этом звуке, для слуха рыбака!!!

Цимля́нское водохранилище — водохранилище на реке Дон в Волгоградской и Ростовской областях. Площадь 2700 км², объём 23,9 км³, длина 320 км, максимальная ширина 38 км, средняя глубина 8,8 м. Образовано в процессе строительства Цимлянской ГЭС. Строительство ГЭС началось в 1948 году. Заполнено в 1952—1953 годах. Крупные порты: Волгодонск, Калач-на-Дону. Самое продуктивное водохранилище в Росии по вылову рыбы. (БСЭ)

С наступлением морозов, любой рыболов Волгограда начинает все чаще смотреть на градусник и как сводки с фронтов узнавать ледовую обстановку на Цимлянском водохранилище (в дальнейшем Цимла пр.автора). Столь повышенный интерес связан с тем, что зимняя Цимла ассоциируется с рыболовным эльдорадо – нижней Волгой и Ахтубой. Но если рыболовное эльдорадо чаще всего не замерзает, так как находится значительно южнее Волгограда, то Цимла очень редко не замерзает, по крайней мере крупные затоны покрываются льдом, способным выдержать рыболова. Критерием толщины льда чаще всего выступают – держит лед машину или нет? Если нет, то ехать на рыбалку 220-240 км, а потом ещё пешком 3-5 км идти до места ловли, многих отпугивает. И народ ждет когда поступят сведения, что «Цимла встала», это значит что можно с комфортом доехать до лунок, а не тащить весь свой скарб эти 3-5 километров.
И вот такие сведения поступили. И подтвердились из многочисленных «сарафанных» источников, что пошел «чёс», то есть клев есть и народ начал усиленно готовиться к предстоящей рыбалке. Ехать такое расстояние и вернуться в этот же день, равно мазохизму, 3-и часа туда, 3-и часа обратно, а ещё бурить метровый лед в поисках рыбы и на следующий день ты как выжатый лимон. Нет, это не по мне! Я люблю комфорт на рыбалке – комфорт в машине (чтоб удобно и надежно), в снастях (чтоб рыбу ловить, а не заниматься настройкой), в друзьях (куда уж без них), в погоде (желательно без ветра) и т.д.. И к счастью это у меня все есть. А то чего нет, либо делаю сам, либо приобретаю по рекомендации.
Еще по осени озаботился приобретением палатки для ночной ловли со льда. Перерыл кучу интернет-магазинов, обошел все спортивные и рыболовные магазины. То что мне бы подходило, я не нашел - то маленькие, то одноразовые, то сложны в установке (имею печальный опыт установки палатки в буран – на всю жизнь запомню). Во всех палатках, что я видел, обязательно находились изъяны, переделка которых заняла бы много времени и денег. Решили сделать палатку под себя сами.
Отец нарезал металлических тонкостенных трубок, без чертежей и с помощью головы, золотых рук и какой-то матери, за неделю собрал каркас будущей палатки. А сшить полог на палатку взялся Аркадий «Маркфиш» ( www.markfish.ru ), благо мастерская у него не далеко. Для него это тоже новое направление, никогда палатки не шил, но взялся и сделал очень удобную и качественную вещь, за что ему большое человеческое СПАСИБО.
Пока шло строительство палатки, я начал перебирать в уме что необходимо для ночной ловли со льда и что у меня не хватает. При всем моем богатом рыболовном скарбе, у меня не хватало 2-е вещи – GPS-навигатора и лампы светильника. Сидеть в налобных фонариках не совсем удобно, а летучая мышь коптит. Решил поспрашивать лещатников, на предмет кто чем освещает свою палатку. Ответы не удивили – свечка в банке, налобный фонарь, летучая мышь, газовые горелки и… и пожалуй все. Но тут встретит занимательную статейку, про то как в экспедициях используют бензиновые лампы. Нашел самую рейтинговую модель, хоть и не бюджетную, (такие вещи берутся на годы) все-таки купил – Coleman140 Вт. с кейсом для транспортировки.
Немного о лампе – инструкции на русском языке нет, что очень не комильфо, единственное на что мне обратил внимание продавец, это на то, что с сеточкой надо обращаться очень аккуратно и не трогать её. Но об этом потом.
Вторая вещь необходимая на Цимле – это GPS-навигатор. Сколько лет туда езжу и каждый раз чертыхаешься что не можешь попасть на свои лунки. На огромной акватории, очень сложно без береговых ориентиров попасть на точки, где на дне есть заветные ямки с крупной плотвой. Пришлось опять звонить друзьям, кто использует данные заморские игрушки уже не первый год и получать от них более полную информацию о диковинном приборе. Собрав в единое кучу информации, и перебрав кучу моделей остановился на модели от фирмы GARMIN модель eTrex Н. На данной модели остановился за её простоту, на надежность (в воду ронять можно) и по цене она оказалась самой доступной. Брать с картографией посчитал не разумно, т.к. на этих моделях очень маленький экран. Да и карты редко обновляются. А для машины я возьму со временем что-нибудь с большим экраном и с кучей возможностей.
Все, вроде я экипирован по полной, можно выезжать на долгожданную Цимлу. Тут выясняется, что близкий родственник не может ехать, друзья с ночевкой экстремальничать не хотят и приходится ехать вдвоем с отцом. Т.к. рыбалка 2-х двухдневная, решаем с субботу не выезжать рано, а тронуться часов в 7-30. Немного смущает то, что прогноз погоды на Цимле показывает ветер до 8 баллов. А это для открытого пространства многовато. Решили в случае чего переждем в машине, короче на месте видно будет.
По дороге заправляем машину и газовый 5-и литровый баллон газом и трогаемся. Т.к. я не любитель ездить по льду, пусть и метровому, решили ехать по новой дороге, с другой стороны Приморского затона. По карте понятно было, а по грунтовым дорогам? Но наличие навигатора немного успокаивало, мол если чего, вернемся обратно. Стараясь далеко не отъезжая от р.Аксай, впадающую в Цимлу, едем по левому её берегу. Периодически путаемся, но все таки ВОТ ОНА долгожданная Цимла!!! Приехали точно туда, куда планировали. На берегу стан то-ли рыбаков, то-ли браконьеров, в таких местах советской власти нету. Местные сами себе хозяева. Все стены вагончика сетями завешаны.
Стоя на берегу решаем в какую сторону ехать – то там, то там палаточные лагеря. Пока стояли гадали, мимо нас проехал УАЗик МЧС и поехал в открытое море держась правее. МЧС просто так не катается, решили за ним не ездить, мало ли чего.
Поехали левее, к ближайшему лагерю из машин и палаток. Подъехали и сразу получили ЦУ, через ближащие торосы перебираться аккуратней – трещина под снегом. Многие уже влетали в неё, кто одной ногой, кто по пояс. Типа там за торосами ловится, а здесь нет. Расчистили снег по торосам, чтоб было видно ширину открытой воды, и спокойно перетупили – ширина трещины была сантиметров 40. Подошли к тем, кто умудрился за торосы подъехать на машинах и увидел такую картину – возле двух машин сидят 5-ь человек и ловят рыбу. Хорошо ловят - крупную и часто. Вокруг много людей оббуривают этих везунчиков, но имеют плачевный результат. Имея определенные навыки и субординации, начинаем бурить лунки вокруг удачных рыболовов на расстоянии метров в 30-и по кругу, пытаясь нащупать либо косяк, либо ход рыбы. Тщетно. Метровый лед не позволяет бурить 100 лунок, но штук двадцать с отцом набурили. Ловим, но редко. Оглядываемся на зад (лучше бы не оглядывался), и видим, что удачливые рыболовы то ли хорошо прикормили, то ли сидят на месте где на дне есть ярко выраженное углубление с рыбой, но таскают одну за одной.
Заметил, что при опускании снасти, чем ближе к этим рыбакам, тем лески уходит чуть больше. Про ямку подумали не только мы, но и многие. Поэтому стали расходится, чтоб не нарушать покой и кайф от рыбалки удачливым рыболовом. Первый раз такое заметил. Если бы кто сказал, не поверил бы. А тут как по команде, все разошлись и не захотели что б их называли «поджопниками», людей, которые своим присутствием, своим упорством и стремлением сесть как можно ближе к человеку у которого клюет. Сам таких ненавижу.
Решили вернуться через торосы назад к машине, т.к. надо ставить палатку, а место под неё ещё не нашли. Ведь надо ставить там, где днем клюет. Подойдя к машине, отец решил проверить лунку, которую мы сделали приехав на место. И о ЧУДО, за минуту вытаскивает 4 отборные плотвы. Всё, мы на месте. Надо ставить палатку. Прибывали её ставить в квартире, все получалось, а тут надо ставить при достаточно сильном ветре. Вперед. Покой нам только снится. Палатка поставилась без проблем и всяких заморочек. Полезные советы по креплению палатки ко льду принесли свои плоды. Когда палатка была собрана, народ стал подтягиваться и задавать вопросы, кто, что, чья, как и по чем. Мы всех культурно послали, ну не скажешь ведь всем, что мол, пока мы с вами стоим, у нас под ногами косяк плотвы – сразу ведь обурят……
В спешке стали вытаскивать необходимые вещи из машины и перетаскивать их в палатку. Эти перемещения у нас доведены до автоматизма, и я понимаю, что чего-то не хватает. Еще не осознав чего не хватает, уже начинаю паниковать. Блин! На заправке забыл баллон газовый!!! Что делать? На термометре в машине температура подходит к -12. Если от ветра мы защищены палаткой, то от холода??? Решили просидеть насколько нас хватит. Пока отец занимался переноской скарба, я пытался без инструкции зажечь бензиновую лампу. Все делал как в магазине показывали, но тут от порыва ветра матерчатые мешочки тухнут и отец, проходя мимо (я даже «а» не успел сказать) и со словами «а это для чего» руками сжимает обугленные мешочки, которые мне настоятельно рекомендовал продавец не трогать!!! Лампу худо-бедно зажег, но в местах от пальцев, где мешочки были нарушены, прорывался небольшой язычок пламени, от чего лампа, которая должная гореть ярким белым светом без мерцания, начинала мерцать. И свет с ярко белого становился желтым мерцающим. Придется в новую лампу ставить новые сеточки, благо их везде полно. Но как бы там ни было, света было очень достаточно, мы поснимали налобные фонари и почувствовали что лампа, не только светит, но и греет. Лунки не замерзают, руки тоже – что ещё надо для комфортной ночной ловли.
Пробурили 4-е лунки, по 2-е на человека и в качестве эксперимента насадили на каждую разную насадку: мотыля, опарыша, вымя, червя.
Рыбе было все равно на что клевать – она клевала на всё. Не сказать что как из пулемета, но достаточно бодро и при этом какой-то закономерности и избирательности в приманке не заметил. Радовало то, что мелкой плотвы и забана не было. Экземпляры по 500-600 не удивляли. Влетали и по солидней. При таком клеве, мотыля стал насаживать все реже, предпочтение отдавал опарышу, по субъективным ощущениям, на него клевала более крупная плотва. Постепенно поклевки стали все реже, а я все чаще стал посматривать на часы. Пора перекусить и размять ноги. Вышел подышать и немного размяться, ого – какая красота!!! Ночь, звезды, вокруг, насколько хватает глаз, стоят палатки и все они светятся изнутри. И потому какая расцветка у палатки, то и свет из неё под цвет палатки. Получается, что мы как бы находимся в море разноцветных огоньков. Свет из палаток не горит ровным светом как от лампочек, и поэтому блики от палаток придают определенный колорит своим мерцанием.
Но полюбовался и снова за рыбную ловлю. А она с переменным успехом. Нашли небольшое затишье в клеве и решили перекусить, и в самый неподходящий момент, поклевки на всех удочках сразу. Но решили сей торжественный момент – за палатку, за рыбалку, за лампу и т.д. не откладывать, перестали обращать внимание на дергание кивка. Но нас хватило минут на 5-ь. Ну кто усидит, когда клюют? И так продолжалось до 1-00. До 2-х ночи поклевки стали эпизодическими и я решил немного вздремнуть в машине, благо она под боком. Через 30-40 минут в машину заглянул и отец. Со словами все, рыба уснула, давай и мы отдохнем.
Отдыхали до 6-30. Но до момента, когда пошла нормальная рыбалка, прошло ещё часа 3-и. Клев начался с 9-00 и не прекращался до 13-00. Отец периодически выходил из палатки, сверлил по всей округе лунки в поисках эльдорадо, но тщетно, поклевывало только в палатке. Был очень смешной момент, пока мы сидели в палатке. Слева подъехала машина и из неё вышел рыбак. То ли обувь у него была не рыбацкая, то ли он был пьян, всей картины я не видел, я её слышал. Как только он подъехал и вышел из машины, сразу раздался смачный шлепок и со стороны шлепка донесся отборный мат. Из чего я сделал вывод, что человек навернулся довольно болезненно. Сначала я просто в душе посочувствовал, но опять шлепок, опять мат и так пока он шел слева на право мимо палатки, постоянно слышалось шлепок-мат, шлепок-мат. И так раз 15!!!! Я хохотал как дурной. Только затихну, шлепок и опять трехэтажный мат. У меня аж слезы на глазах, уже живот болит, а он все падает и ругается матом. Потом шлепки и ругань стала удалятся пока совсем не затихла.
Постепенно клев начал стихать, переходя на окончательное отсутствие оного, и решили в 14-30 ехать домой. Дали себе зарок не отвлекаться на вечерний клев, который по опыту поездок на Цимлу начинается с 14-00….
Как и ожидалось, в момент сбора палатки и вещей начали дергаться кивки на всех удочках, и мы поочередно бросались и подсекали очередную добычу.
Но пересилив себя, собрались и поехали через затон, по следам ГАЗ-66 МЧС на берег в районе х.Приморский. Ехал по метровому льду, а страшно было до жути. Ни когда не привыкну к тому, что подо мной не земля а замерзшая вода. Возле вагончика МЧС наслышался от спасателей про 9 ушедших под лед машин и ещё страшней стало… Надо только пешком, только пешком. Тем более местные рассказывали, как они по первому льду связывали пешни и буры чтобы назад вернуться через трещину, которая за день разошлась на метр-полтора…Дорогу я уже разведал, можно до заветных мест теперь по твердой земле добираться.
Постоял на берегу, посмотрел на огромные просторы Цимлы и подумалось, не в следующие выходные, так через неделю, но я обязательно суда приеду, уже с газовым баллоном и за новыми ощущениями!
Навеки вместе