Орегон глазами спиннингиста. (Часть 1)

Я так толком и не понял, что такое Америка, зато я представляю себе, что такое штат Орегон. Река Коламбия, второй по величине в Америке водопад после Ниагарского, горные речки, куда заходит лосось на нерест и через мост одной из которых Сталлоне в роли Рокки пришел в город в фильме «Первая кровь», побережье Тихого океана, бегающие по паркам дикие косули, тихоокеанский осетр и лосось, гигантская форель стиллхед и все это пронизано духом Дикого запада!
Штат Орегон (Oregon) расположен в удивительно красивом и с точки зрения путешественника и весьма удачном с точки зрения рыболова месте. Поверьте, я уже более сотни раз пытался рассказать своим друзьям что я там увидел, что меня удивило... но что бы описать всю красоту и самобытность природы другого континента не хватит ни литра водки, ни нескольких вечеров. Я попытаюсь образно передать свои ощущения. Вот например на Дону мы дышим «вольным казачьим воздухом» и вспоминаем произведения Шолохова, в Сибири нас с головой накрывает могущество бескрайней тайги с ее законами и тайнами, а в голове проплывают картины из кинофильма Угрюм-река или Ермака, в Белоруссии или Литве пахнет партизанами, в моем родном Волгограде навсегда поселился горький запах Великой Отечественной Войны… а в штате Орегон лично мне мерещились индейцы и поселенцы. Это и водопады, и горы покрытые густым лесом, и горные реки омывающие отвесные скалы, равнины с виноградниками, и палящее солнце, и затяжной дождь. Скажу так, красота Орегона в великом разнообразии, в котором гармонично сосуществуют горы, равнины, реки и океан. Забегая вперед скажу, на прощанье Орегонец мне подарил альбом с красочными фотографиями природы штата, который подписал следующим образом: «… Лёха, смотри, что я тебе еще не показал!» С тех пор я этот альбом вожу с собой на фестивали и просто показываю, когда слова восхищения иссякают.
Ну, а в плане рыбалки, сочетание океан-река-горы – гремучая смесь, которая способна «снести башню» даже рыболовам, у которых, как говорят на флоте про старослужащих, «вся задница в ракушках».

История штата.Штат Орегон находится в Тихоокеанской Северо-западной части Соединенных Штатов между штатами Вашингтон на севере и Калифорнией и Невада на юге. История штата начинается с открытия устья реки Коламбия капитаном Греем (Captain Gray) из Бостона на его корабле «Коламбия» (Columbia) 7 мая 1792 года. Он-то и дал название реке одноименное с его судном. (Чтобы как-то определить читателей во времени, в Российской Империи правила Екатерина II, а моему родному городу Царицыну было уже 203 года от роду, но он был всего лишь сторожевой крепостью в Саратовской губернии с населеним 1000 душ.) После отчета капитана Грея, президент Джефферсон направил исследователей Льюиса и Кларка (LEWIS and CLARKE) которые прошли по реке Коламбия до ближайших водопадов. Основная волна поселенцев пришлась на середину 1840 – 1850 года, но золотая лихорадка в соседней Калифорнии оттянула на себя большую часть людей. Чтобы поощрить эмиграцию в эти места, Конгресс пообещал всем поселенцам, кто там поселится до 1 декабря 1850 года по 350 акров (около 142 гектара) и всем, кто там поселится в последующие три года по 160 акров (около 65 га) земли. Согласно этой программе было зарегистрировано около 8 000 поселенцев на территории современных штатов Орегон и Вашингтон. В 1855 году поселенцы сильно пострадали от войны с индейцами, которые объединились для того, чтобы убить и разграбить белых людей. Индейцы были так хорошо организованы, что поселенцы начали покидать эти места. Тогда регулярные войска из Сан-Франциско под командованием генерала Вула (Wool) вошли в Портланд и начали войну с индейцами, которые к тому времени были хорошо организованы и вооружены. Несмотря на это, сопротивление индейцев было сломлено Вулом уже летом 1855 года.
14 февраля 1859 штат Орегон допустили в Союз как государство со своими границами и конституцией. С тех пор в Орегоне было много войн с индейцами, самой значительной и последней из которых была война Модок (Modoc War) 1873-1873 гг.

Знакомство с рекой Коламбия.

После моего прилета в Портланд, после встречи и быстрого знакомства – легкий сон. Разница в часовых поясах на 11 часов поднимает меня уже в пятом часу утра. Быстро завтракаем и едем на берег реки.
Утро в Америке. Петухи не поют, собаки не лают, коровы не мычат. Кое-где каркают вороны с легким акцентом. Приехали в городской парк на берегу реки Коламбия. Там обалденный асфальтированный съезд к воде для трейлеров. Плавучие мостки цивильные, все оббиты каким-то пластиком, все чистенько, места на всех хватает. Бесплатный паркинг (автостоянка). Все сделано для людей. Люди лишь покупают пропуск во все парки на год вперед и пользуются этими удобствами. Везде стоят бачки для мусора (минимум два), везде есть комнаты отдыха, где есть мужские и женские туалеты, а так же душ. Все бесплатно. Если нет заранее купленного пропуска, въезд на территорию парка 5 баксов.
В целом, в этот день клева не было. Я думаю, что это даже к лучшему. Я привык к трудовой рыбалке и на чужой реке отсутствие пулеметного клева всегда располагает к смене мест. Странно, но именно это мне и нужно было все время. Я прекрасно понимал, что всю рыбу я тут не переловлю, а из-за пулеметного клева я не смог бы увидеть того, что увидел в относительно бесклевый день. Правда, Орегонец это понимал только от части и постоянно стремился найти таки место где можно было бы, как мы иногда говорим, «отвести душу». Постоянно звонил знакомым рыболовам и то на русском, то на американском языке сетовал, что де «… приехала проверка из России… позор на весь мир… надо что-то делать… аврал…» Вообще у Виктора сильно развито чувство юмора. Он не задумываясь иронизирует над, казалось бы, банальными вещами, легко угадывает и с удовольствием подыгрывает моим шуткам. Я порой терялся и уже не понимал, где он шутит, а где говорит серьезно.
Мы пробовали ловить на ямах, мы ходили к устью Сэнди рива, ловили под правым берегом штата Вашингтон. Коламбия чем-то смахивает на наш Дон в районе Калача-на-Дону. Конечно, на ней нет меловых гор, как у нас, а все горы покрыты густым лесом, но ширина и сила течения – сопоставимы. Близость большого города тоже сильно сказывается. Я так и не нашел мало-мальски приличного пейзажа для фотографии. То опоры высоковольтные стоят, то какие-то доки, то какие-нибудь остатки былой урбанизации. Также, как и в России в солнечный жаркий субботний день на воду приезжает очень много людей. И водные мотоциклы, и езда на бананах, и рыболовные лодки… В общем, на реке было отнюдь не скучно.
А вот выше по течению, Коламбия – просто великолепна. Быстра, глубока, оба берега – живописные горы, где зелень чередуется со скалами. Здесь, на впадающей в Коламбию горной речке находится второй в Америке по величине водопад Малтнома Фаллс (Multnomah Falls). При всей это красоте Коламбия буквально кишит тихоокеанским осетром за два метра ростом. Но об этом чуть позже напишу отдельно.
Кроме осетров, которые очень похожи на наших, из знакомых нам рыб тут я встретил только бычка-подкаменщика. Обыкновенный окунь, говорят, попадается, но очень мелкий и очень редко. Основные объекты ловли у местных рыболовов это лосось, осетр, сельдь, форель, басс, судак и еще pike minnow.

Пикемоны

Так русские называют рыбу Pikeminnow, что буквально переводится, как беззубая щука. По названию не трудно догадаться, что это хищник. Своим видом и поведением несколько смахивает на нашего мелкого жереха. На сколько я понял, она очень костлявая и никаких кулинарных достоинств не имеет. Спрашивается, зачем ее ловить? А вот зачем!
За эту рыбку (не менее 9 дюймов) рыболовный департамент штатов Орегон и Вашингтон платит по 4 доллара за штуку. Далее, после того, как рыболов вылавливает 100 пикемонов, каждая последующая принимается по 5 долларов! А после 400 штук цена пикемонов - 8 долларов! Есть рыба которая маркируется специальным передатчиком по которому ихтиологи следят за миграцией рыбы. Так вот, за поимку пикемона с таким передатчиком выплачивают 500 долл.за рыбу. Много американцев нигде не работают, а целыми днями ловят эту рыбу. За шесть месяцев они зарабатывают таким образом от 15 до 38 тысяч долларов! Дело в том, что эта хищница весьма продуктивно поедает мальков лосося, который безусловно, является ценной породой. Так вот, электрическая компания, чьи 4 дамбы стоят на реке и затрудняют проход лосося к местам нереста, выделяет деньги для этой программы. Конечно, не все так просто, как кажется. Эту рыбу просто так не принимают. Чтобы участвовать в этой программе, нужно перед рыбалкой зарегистрироваться, и только после этого сдать пойманную рыбу. Эта рыба отправляется в лабораторию, где ее изучают, идентифицируют водоем в котором она поймана, смотрят что у нее в желудке и только потом зачисляют на счет рыболова требуемую сумму.
Понятное дело, как и большинство моих друзей которым я успел рассказать про пикемонов и государственную программу ее вылова, я загорелся поймать эту рыбу. Как знать? Возможно мне удаться найти более эффективный способ ее ловли, который мы с Орегонцем быстро засекретим, никому о нем не скажем, перестанем работать и будем целыми днями ловить пикемонов :-) Нет ничего проще! Виктор зарегистрировался и мы вышли на воду ловить пикемонов с ночевой. Известно, что эти хищники ловятся как на донки с насадкой кусочков рыбы или печени, так и на спиннинг. Виктор взял с собой два простеньких спиннинга, оснащенных как полудонка, а я, понятное дело, взял свой старый верный Avid St’Croix. Как объяснил Виктор, пикемоны ловятся примерно в тех же местах, что и басcы. Утром и вечером ловятся на блесну, а ночью только на донку.
Мы опять начали ловить около устья Сэнди рива (Песчанка), где очень быстро выловили парочку басов, два пикемона на блесну и одного на донку. Поклевка пикемона также смахивает на поклевку мелкого жереха. Рывок – сидит. Я пробовал менять блесна и воблеры. Уж я и твичинговал, менял темп проводки, однако у Виктора на обыкновенный кастмастер поклевок было больше. Я не стал мудрить? Все просто! Одна рыба – пять долларов… и я тоже привязал кастмастер! Дело сразу наладилось. Воистину, кастмастер – универсальная блесна! Пару раз у меня были приличные сходы. Точнее сказать весьма сильные рывки. Был ли это крупный басс или пикемон – не знаю. Кстати сказать, в то время, пока мы ловили на спиннинги, полудонки мы вынимали из воды. По правилам штата Орегон, рыболов должен ловить только одной удочкой. Либо донка, либо спиннинг, либо поплавочная удочка, либо нахлыст. Нельзя с лодки опускать больше удочек, чем рыболовов с лицензиями в лодке. Вот вам и спортивный интерес! Хочешь ловить рыбу – лови одной удочкой. Даже с берега когда ловят – у рыболовов только одна донка. Однако вернемся к пикемонам!
Вскоре сумерки заставили нас сменить место на ночное. В некоторых местах реки торчат стволы деревьев ровным рядом. Они служат для замедления течения. Зачем – не совсем понятно, однако за ними образуется ослабленное течение и, как правило, небольшая глубина. Вот в таком месте мы и остановились на ночную рыбалку. Ветерок, моросит какая-то дождевая взвесь, но мы ее не замечаем. В ожидании клева мы рассказываем друг-другу истории из своей жизни, о курьезных случаях, которые произошли с нами или нашими знакомыми на рыбалках.
В один прекрасный момент клевать стало очень часто, но подсечь рыбу никак не удавалось. Оказывается, в реке есть рыба очень похожая на пикемона, но только с маленьким ртом и за нее не дают денег! Называют ее пимаус. В этом случае надо либо менять крючки на более мелкие, либо менять место, либо терпеливо ждать, когда стаю пимаусов сменит стая пикемонов. Так и происходило всю ночь, за которую мы поймали 8 пикемонов включая вечерних. Виктор быстренько сдал их куда следует и мы еще походили по окрестностям Портлада в поисках басса и судака. Виктор показывал мне свои заветные места, рассказывал про то как американцы ловят рыбу, и про то, как тут все устроено. Мы посмотрели плавучий городок, который хорошо виден даже из космоса и то тут, то там пробовали ловить басов, а я нет-нет да и пробивал джигом интересные участки.

Бассы

Безусловно, американский басс был одним из обязательных пунктов моей программы в Америке. Я пробовал ловить черноспинного большеротого басса на Кипре и это был мой единственный опыт. Специально для ловли басса я взял джиговый спиннинг и всевозможные специальные приманки для этого уникального хищника. Воблеры минноу, офсетные крючки со съедобной резиной, спиннербейты и попперы. Как выяснилось, в Орегоне есть две разновидности басса. Большеротый и малоротый. Большеротый встречается крайне редко. Малоротый ловился у нас на ослабленном течении, в прибрежной полосе, чуть ниже песчаных кос и около камней-валунов. После поимки небольших басов я преднамеренно стал стараться ловить только больших, увеличив приманку. Частенько пробовал ловить на рапаловский x-rap 7 см. Ведь у Виктора в морозильнике лежат весьма солидные экземпляры, которых он выловил как раз на тех местах, на которых и пытаемся его ловить! К сожалению, с басами нам постоянно не везло. Ловились единичные экземпляры, а их размеры желали быть лучшими. Мы по нескольку раз были в одних и тех же проверенных местах в разную погоду и в разное время дня, но басс упорно нас игнорировал. Честно, меня это заводило! Видя это, Виктор постоянно привозил в новые места, снова и снова звонил знакомым рыболовам, ездили на точки, на которых кто-то недавно ловил бассов, но более-менее крупных бассов мы так и не встретили.

Важно:
Хоть басс и судак в лицензии не фигурирует, В штате Орегон есть лимит на басса в количестве 5 штук в день, а судак - 10 штук в день. Это написано в правилах. Ловить и отпускать можно сколько хочешь и хоть какую рыбу и в любое время. Нарушение этих правил влечет за собой штраф 300 $.

Судаки

Судака запустили в Каламбию 10 лет назад. Много его сейчас в реке или мало – скорее всего ни кто не знает. Ни кто его не ловит специально. Он попадается попутно, когда ловят троллингом лосося или ловят басса на джиг. Хоть я и интересовался орегонским судаком, пробовал несколько раз найти судака там, где он по моему мнению должен быть, - я преднамеренно не упирался именно по судаку. Согласитесь, ведь не за судаком я в Америку приехал! Только однажды, когда мы уже разобрались с осетрами и стиллхедами, я целенаправленно пробивал свал на границе чистой воды Коламбии и мутной из Сэнди-рива – увидел четкую поклевку на джиг, подержал в руках согнутый в пополам Эвид 10-35, но к сожалению это все. Хотя нет, я еще продемонстрировал следы от клыков на чебурашке. Сомнений быть не может, это судак. Ни у кого больше в реке таких клыков нет. Орегонского судака мне удалось сфотографировать у одного американца, который пытался ловить троллингом басса. К этому моменту, как я пишу про судака, Виктор уже написал мне, что его друг нашел место где много судака. Как знать, возможно в следующий раз я потрачу на изучение поведения орегонского судака больше времени. Ведь должен же он чем-то отличаться!? Уже если американских кошек подзывают не «кис-кис-кис», а «кири-кири-кири» - то что говорить о судаке? На данный момент рекордный судак Орегона – 9 кг.

Рыбалка в прудах.

Когда мы с Виктором планировали мою поездку, предполагалось, что в то время, когда он будет на работе, я сам буду ловить рыбу на Коламбии или ближайших прудах для чего я взял с собой ультралайт-спиннинг. Я успел порыбачить только в двух прудах. Один – сразу за школой, где учится старший сын Орегонца Гоша и в озере, расположенное в Блюю-Лэйк парке. Первое – весьма небольшое озерцо с большими глубинами и знакомство с ним было скоротечным. Там водится форель и блюгилы. Мы пришли на него с единственной целью – показать мне дорогу к нему. Форель там бывает очень крупная. Мы сделали по десятку забросов, я присмотрел места для ловли нахлыстом и на этом - все. Руки до него так ин е дошли, а жаль, после моего отъезда Гоша со своим другом там неплохо наловили форели! Но опять же повторюсь, на тот момент форель я никогда не ловил и больше стремился к ловле на реках.
В Блю-лэйк парк мы заехали, когда возвращались с автопробега к водопаду Мультномах Фаллс, по смотровым площадкам и другим достопримечательностями штата. Естественно, у нас с собой в машине всегда спиннинги.
Очень красивый парк. В будний день совершенно безлюдный. С одной стороны на берегу теснятся частные дома, а с другой стороны разбит парк с парковкой, полянами для пикников, комнатой отдыха, где есть туалеты. В озере помимо форели и блюгиллов есть басс, карп и сомики.
Блюгиллы – это что-то вроде аквариумных цихлозомов. Небольшие и бросаются на все, что шевелится. Рыбка прикольная, красивая, но быстро надоела своими бестолковыми нападками на воблер прямо под ногами. Поиски басса тоже к результату не привели. Мы пробовали его искать около зарослей кувшинок и около свай купален… не так все просто! И опять же, не было задачи поймать во что бы то ни стало. Просто, знакомство с озером. Гоша практиковался на нем с нахлыстом. Какой-то румын с детьми пришел ловить карпа. Жаловался, что карпы оибо отрывают леску, либо разгибают крючки. Кстати сказать, карпов там много, но их ловят только выходцы из России и Европы. Я увидел в его улове сомика и мне стало смешно. Ведь я взял с собой для сомов секретное русское оружие – квок!
По берегам озера растет ежевика, которая в августе уже спелая. Американцы ее не собирают, а мы с удовольствием лакомились.
В следующий раз я обязательно приеду на это озеро, поймаю карпа и познакомлюсь с его обитателями чуть ближе.

Рыбалка на берегу Тихого океана.

Рыбалка в океане и прилегающих к нему гаванях и каналах очень уникальна. Понятное дело, я слышал, что такое приливы и отливы, но то, что рыба ловится только в самый пик прилива – это большое неудобство, если ехать за 200 км на побережье и встретить там начало отлива. К такому режиму в большей степени привыкли прибрежные рыболовы, нежели из глубины материка. Так же, рядом с океаном погода весьма непостоянна и обманчива. Например, мы выехали в жаркий солнечный день, а как только стали приближаться к океану – пал туман и заморосил дождь, которые сильно подпортили красоту тихоокеанского побережья. Хотя нет, для меня скорее наоборот, в такую погоду океан был похож именно на океан, а не на Средиземное или Черное море.
Мы подъезжали на некоторые смотровые площадки, с которых очень часто можно увидеть китов и морских львов, но неспокойное море не позволило этого сделать. Ну, да ладно, ведь главное – это рыбалка, которую планировалось провести в районе города Ньюпорт.
В этом городе, расположенном на тихоокеанском побережье есть глубокая гавань, которая соединена с океаном каналом. В этой гавани стоят рыболовецкие шхуны, которые ловят океанскую рыбу: тунца, палтуса… После рыбалки мы вдоволь погуляли по портовому городу, посмотрели на рыбный завод, на морских львов (Sea Lions), что попрошайничают, лежа на специальных подмостках. Кстати говоря, этих животных развелось так много, что преследуя косяки лосося их заходит в бухту так много, что создается реальная угроза рыболовам. Водная полиция строго следит, чтобы рыболовы обязательно одевали спасательные жилеты даже в очень жаркие дни. Дело в том, что тюлень может запросто запрыгнуть на нос или на корму лодки и своей тяжестью около тонны перевернуть утлое суденышко. Все это действительно серьезно вплоть дот ого, что решается вопрос об открытии охоты на морских львов дабы отстрелить некоторую часть популяции этих животных.
На канале мы начали рыбалку во время начинающегося прилива. Видно было, как вода медленно прибывает, а на середине канала все чаще пеликаны устраивают котлы. Наверняка вы представляете себе жереховый или окуневый котел с чайками, так вот, это примерно то же самое, только пеликаны больше чаек в пятьдесят раз. Когда пеликан складывает крылья и камнем падает в воду – очень красиво, но более забавно наблюдать, когда начинающий пикировать пеликан вдруг видит, что на его пути выныривает его собрат. Пернатый бомбардировщик начинает неуклюже тормозить, но mv²/2 неумолимо ведет к столкновению и иногда получается куча-мала из клювов, крыльев и парящих огромных птиц.
Сама рыбалка в канале достаточно прозаична. Часть рыболовов ловит с каменистого мола на донки, часть ловит с лодок джигом и в отвес, а часть ловит с берега джигом, чем я и занимался. Виктор рассказывал, что рыба, например «сеа басс» хватает джиг во время падения в толще воды. Это происходит достаточно часто, но при условии, что это самый пик прилива. К сожалению, мы так и не дождались этого момента, а на донки ловить рыб, подобных как поймал американец на фотографии – не было желания. Вообще, нужно отметить, что я постоянно ловил себя на мысли, что у меня нет желания во что бы то ни стало поймать рыбу. Спокойствие, порядок, безмятежность, которые обволакивают здесь – гасит утопические инициативы. Почему-то не хочется никого ничем удивлять, а хочется самому ходить, смотреть и удивляться. По этой причине я все больше фотографировал не рыболовов и рыбу, а пейзажи, мост через пролив, уходящий в туман, морских львов-попрошаек и просто величие Тихого океана из которого рыба идет на нерест в пресноводные реки, о чем я напишу чуть позже.

Рыболовный ящик:
1. Ультралайт. Будет весьма не лишним на горных речках типа Сэнди рива или Салмон рива. Ручьевая форель небольшого размера – очень азартное занятие! Не забывайте, прежде чем взять рыбу – сполоснуть руку в воде!
2. У меня очень хорошо работали вращалки Wirek № 1 с оперением.
3. Советую запастись кастмастерами маленького размера. Малоротый басс и пикемоны их кушают с удовольствием.
4. Джиг на Коламбии. Для ловли на течении понадобится спиннинг с тестом 20-60, а то и больше. У меня на течении 35 грамм сильно сносило и пробить нужно место на предмет судака не представлялась возможным. Если вы всерьез решили побить 9-килограммовый рекорд по судаку, то нужно запастись хорошим арсеналом грузов чебурашек, которые там не продаются.
5. Басс. Для малоротого басса, в принципе, подойдет любой комплект спиннинг/катушка, который способен забрасывать блесну кастмастер 22 грамма и меньше.

Примечание:
Данный материал опубликован в журнале "Спиннинг&Traveller"

Старая карта штата
Цивилизованный съезд в реку. Белый ангар - для полицейского катера.
Так выглядит съезд за городом.
Орегонец пошутил, что на вон той горе живет тот самый индеец Неуловимый Джо :-)
Коламбия выше Портланда
Пикемон
Передвижной пункт приёма пикемонов
На выходе реки Сэнди-рива с местным пивом
Устье Сэнди-рива
За такой чередой пней любит тусоваться басс
Некрупный орегонский басс
Бассы жаренные
Гоша освоил джиг
Резину брал у Сушкова...
Вот такой он, малоротый...
Орегонский судачок
В Блю-лэйк парке
Блю-гилл
Блю-гилл бросается на все, что шевелится
Орегонская тыдра
Ежевику никто не ест
Вот такие сомы в озере
Вырастают максимум по локоть
На берегу Тихого океана
В прилив в такую лунку опускаешь удочку и ловишь рыбу!
Мол. С него будем рыбачить.
Звёзды ползут на свидание
А ну-ка по-ближе...
Тихоокеанские крабы
Морские львы
Их развелось так много, что легко могут шутя запрыгнуть на лодку
КрасавЕц!
Русалка на пенсии...
Рабацкий причал
Снасть для ловли тунца
Побережье Тихого океана, туман рассеялся.
Там, за океаном... Сахалин...