Дикари на базе или первый раз в низах.
Дневник пребывания на базе 177 пензенско-ростовской бригады.

Сразу скажу что, во-первых, рыбалка давно перестала для меня быть способом кому-то что-то доказать и поэтому поймать трофей для меня — дело десятое, я за ним не гонюсь. Доказывать что я супер-рыбак у меня задача не стоит, поэтому еду не бить рекорды а расслабиться и получить удовольствие от процесса. Причем это удовольствие может доставить и тягание банальной бели. И вообще я не любитель спиннинга и активного махания палками. Закинуть донки, попить пивка в ожидании поклевки, пообщаться с друзьями — вот цэ дело.
И еще я не был на базах. По крайней мере, рыболовных. Поэтому акция объявленная 77-м с "халявным проживанием" — была для меня шансом поехать посмотреть что из себя представляет такой отдых, да еще и в местах, про которые столько читал. К тому же база с хорошими условиями проживания — как раз самое то чтобы оценить надо ли это мне вообще или нет. Причем лодки моторной у меня нет и ехать до 20 августа, когда проживание вообще было бесплатным, но без предоставления лодки — смысла не имело.
И еще одно важное замечание — к сожалению, у меня нет в достаточном количестве именно друзей-рыбаков которые бы могли составить компанию в произвольный момент. В результате приходится ездить в компании как однажды сказал Юрич, "туристов", т.е. людей которые могут рыбу попробовать половить но лишь если им дашь в руки палку скажешь — бросай туда, делай так. Это, как понимаете, превращает рыбалку в постоянный гемор, когда приходится то снасть кому-то привязать, наладить, то рыбу снять — короче, понятно, что когда тебя постоянно дергают, трудно что-либо сделать по-человечески, в том числе и поймать рыбу.
Т.к. я не имею опыта ловли на больших реках с использованием мотора — то и поиск рыбы на незнакомом месте для меня задача непростая. Особенно когда условия ловли сильно отличаются от тех, в которых я ловил раньше. А раньше, предыдущие 8 сезонов, я ловил в Харабалинском районе, где все гораздо компактнее и не так масштабно как на Главном банке. Поэтому изначально я понимал, что нужен эксперт который бы помог в этом безнадежном деле — поиске рыбы. :) Этим экспертом стал Мишаня Медведь из Ростовской области, который любезно согласился приехать на базу и присоединиться к нашей компании. Тем более что мы с ним давно хотели познакомиться не виртуально, а в реале.
Не имея опыта и с трудом представляя, что требуется в тех краях для той или иной ловли, мы набрали кучу совершенно лишнего барахла, которое простояло без дела в подсобке, где хранятся моторы и где мне работники базы любезно отвели уголок для всего этого безобразия. Не тащить же 3 ведра комбикорма для кормежки сазана и, например, бахилы в которых я обычно ловлю лягушек, в номер! :)
Собирался, блин написать 3 слова, еще предисловие не закончил, а уже целую простыню накатал! :) Видимо краткость — не моя стезя. :)
Ладно, попробую теперь про рыбалку. :) Дима сказал нам, чтобы мы приехали засветло, и нам это не без задержек вызванных спонтанными встречами с продавцами полосатых палочек, удалось. Вещи погрузили в бударку, а доставил нас на базу лично управляющий базой, Ахмет. Вообще встретили нас очень хорошо. И ужин был просто супер, я так понимаю, Дмитрий дал распоряжения всему персоналу на наш счет, мне было приятно такое внимание к моей скромной персоне и моим друзьям, спасибо. Боюсь теперь и меня запишут в рекламные агенты 77-го, но если придраться не к чему — почему бы об этом не упомянуть?
Коротко по базе. Я человек не избалованный, скорее наоборот — очень неприхотливый, поэтому каких-либо недостатков не углядел. В самом деле — если раньше все время жил в палатках в которые днем поваляться вообще не залезешь из-за жары, а тут тебе номер на 2-3 человека (а где можно и 4 кровати поставить, если есть желание), телек, туева хуча каналов, кондей, санузел с душем и горячей водой в каждом номере — что еще надо чтобы почувствовать себя как дома? Разве что кондеи не везде повешены правильно, на мой взгляд. Т.е. в нашем номере настроить кондей так чтобы он дул куда-нить в сторону, не на одну из кроватей — не получалось. Жара стояла крепкая и открывать окно — только ухудшать условия внутри комнаты, а спать с кондеем было невозможно — я в итоге простыл нафик. :( И еще были перебои с напором воды — когда вечером все приезжают с рыбалки и пытаются принять душ, то напор падает чуть не до нуля. Ну, я думаю, что эта проблема решаемая. В остальном — кухня, как кормят, мне понравилась, особенно пирожки. Персонал был внимателен, никаких претензий. По условиям вроде все. Хотя по поводу веранды — задумка грамотная, сидишь в 10 метрах от воды и балдеешь, смотришь на воду и проплывающие корабли. Но вот вечерком — фиг посидишь. :( Комары, сцуки, звери редкостные, таких злобных я не видел нигде. Выйдешь опрометчиво на 5 минут на улицу, они как накинутся — ужас! Приходишь в номер, а на тебе по всей площади штук 30 сидит, причем то, что ты идешь, двигаешься — им пох. Поэтому как-то "заантимоскитить" площадку надо бы — в идеале только на вечернее время, хотя я не представляю как это сделать.
Теперь уже про рыбу. :)
Рано не поехали, пока выспались — выехали в 10 утра. Первым делом — смотреть лотосы. Не засекал — но километра полтора наверное. Прикольные штуки. Когда мне потом рассказали что у них чуть ли не все идет в еду — вообще офигел. Орехи в них созревают, вполне съедобные, а лепестки заваривают, кажись, вместо чая. Огляделись вокруг лотосов — везде трава, а у меня только тяжелое колебло — щуку не половишь (арсенал на ловлю щуки должен был взять приглашенный эксперт :) ). По моей просьбе егерь повез нас на яму. Ямы надо сказать на Главном банке — понятие своеобразное. Вообще река такая — два-три метра плавное понижение, а потом как называют местные "обруб" — резкий свал метров до 8 или 10. И так почти везде. По крайней мере, где мы побывали. Стоишь в 5-7 метрах от тростника или даже ближе — и глубина метров 10 уже под тобой. А яма выделяется тем, что она не до 10 а до 14 метров. Просто если потом в сторону русла двинуть глубина еще может увеличиться, поэтому как бы классической ямы нет. Вот и идет такая череда приямков вдоль "обруба" — на них образуются водовороты, как называют местные, суводи. Вот на такую суводь нас егерь и привез. Как потом выяснилось — место козырное по сому. Наличие сома выяснилось очень быстро. Время уже 12-й час, встаем на якорь, нас в лодке кроме егеря — 5 человек! прав у нас не было ни у кого, а брать 2 лодки — смысла не было, все равно без моей помощи никто ничего из снастей не настроит. Короче, ставлю 35 грамм головку (тяжелей у меня не было) и виброхвост и кидаю. Течка не слабая, никак не поймаю дно. Потом выяснилось что там где-то 52 или 56 грамм надо. Так вот, веду джиг, пытаясь что-то понять, потому что туристы тоже вешают джиги хотя понятия не имеют что с ними делать :), раскачивают лодку мешая мне. В результате недалеко от лодки я, наконец, почувствовал дно, пару раз получилась ступенька и тут у меня повис сом, падла. Без всякого удара, просто попер против течения. Паника на корабле, пытаюсь куда-либо его сдвинуть, одновременно пробираюсь к носу лодки. Палка 20-50 дугой, леска звенит, ему абсолютно по барабану - прет против течения и не реагирует на мои потуги. Как подводная лодка. Дошел под нос лодки и либо залег на дно, либо завел в корягу. Если залег — то я не знаю какого он был размера — пока рвал леску, лодку аж вело в сторону зацепа, но он не сдвинулся. Скорее это уже была коряга. Метров 20 он проплыл против нехилой течки, пока не завел в корягу. В общем, про размер не берусь судить, но явно больше 10 кил. Далее половить мне не дали, т.к. лодка все время шаталась от телодвижения туристов, которые вели джигу как блесну и не реагировали на мои попытки объяснить как надо, после чего сделали вывод что "рыбы нет". :) Я же сделал от силы 5 проводок, и то из-за легкой головки чувствовал дно уже недалеко от лодки, была одна потычка, но не засеклось. Переплыли на другую такую же суводь, но перегревшиеся туристы проголосовали за купание и рыбалка закончилась. Во время купания я попробовал ловить раков под тростником, но раки были какого-то креветочного размера, пришлось эту идею отставить.
Вечером я решил половить сомиков на донки. Наловил лягуров, которые возле базы мелковаты, подготовил эхолот, и мы поплыли искать ямы выше от базы. Проплыли 3 штуки — после чего сделали вывод, что смысла плыть дальше нет — все суводи как две капли воды похожи. Благо, что туристы наконец перестали мешаться и как завороженные смотрели на экран эхолота, как дети смотрят мультики, и предлагали мне то "вон ту рыбу" попробовать поймать, то "вон ту" показывая пальцем на экран эхолота. :)
Заякорились, забросили донки, стали ждать. Прошло минут 10 и нас сорвало с якоря, пока мы это просекли, нас уже стащило метров на 20 вниз, в результате чего две из трех донок протащившись по дну, зацепились нафик. :( Пока переплыли, пока оторвали, пока я все обратно привязал, прошло время. Туристы, блин, люди деятельные в обычной жизни, стали требовать активной ловли и расспрашивать егеря где можно половить щуку. В результате так и не половив на донки, поплыли на щуку. А уже вечереет. Приплыли мы в протоку где ребята из Белоруссии ловили щук. Но где конкретно егерь не знал — да, наверное, и никто не знал, т.к. я понял, что ребята ловили сами, без егерей. А протока нехилая, поди разберись за 5 минут где конкретно надо бросать — покидали мы блесны в паре мест да и поехали восвояси. Так бесславно закончился первый день. Бесславно в смысле улова, а отдых удался — легли далеко за полночь, скоротав вечер за бильярдом. Наутро приезжал Медведь...

Т.к. Медведь должен был приехать где-то в восьмом часу утра, вставать я не торопился и проснулся от его голоса в коридоре, когда он выяснял где меня поселили. Я вышел из номера, мы поздоровались. Теоретически в этот момент состоялось наше знакомство. Но блин, все-таки сильная штука — интернет. Мы уже года два общались по интернету, даже несколько раз сотрудничали, поэтому у меня было чувство как будто мы видимся не первый раз, а уже давным-давно знакомы. У него были схожие ощущения. Затащили его шмотки в номер, я выпал в осадок от пластикового тубуса для снастей. Гранатомет "Муха" туда поместится легко, а то и более серьезная пушка. :) Штука, конечно же, супер — спиннинги лежат уже в сборе, с катушками. Хряп-хряп за знакомство, за интернет, за рыбалку и вперед, а то можно из автобуса не выйти . :)
Поехали сначала на суводь, на которой я не половил вчера. Место интересное, но крепчавшая моряна квадратила лодку и так и сяк и, увидев пару потычек на джиг, отметив торчащую корягу как перспективу под сазана, мы поплыли туда где сошел сом (на тот берег). Встали как и вчера, Мишаня дал мне чебураху 52 грамма с поролонкой и стали кидать. Несколько забросов, он видит первую потычку, вытаскивает — на поводке сопля. Ага. Тут начинают вокруг там и сям периодически всплескивать сомы. Очевидно, что место перспективное. В итоге 5 потычек у него и 2 у меня, но все безрезультатно, снимаемся с якоря, едем "на щуку".
На фарватере видим плывущего кверху килем дохлого осетра. Стоп машина, Миша высказывает предположение что может его винтом рубануло и он свежий. Подплываем ближе — дохляк. Он хотел уже было плыть дальше, но я говорю - давай сфоткаем и покажем туристам, скажем поймали. Вылавливаю тушку, он щелкает меня на телефон, осетра дальше по течению, а мы смотрим на фотку. Вот тут я пожалел что фотка всего одна! Не знаю откуда, но на фотке появились оттенки цвета на осетре и он уже выглядел как живой! :) Может, это только на телефоне так кажется, но мы уже предвкушали развод доверчивых не-рыбаков.
В протоке где якобы щука встали, покидали — тишина. Потом я выяснил, что она длинная и идет чуть ли не до раскатов — видимо на раскатах и было Эльдорадо. Выходим на банк, едем в сторону Зюзино, в рукав, впадающий в банк. Видим жереховый котел. Их там минимум два — один почти у деревни, второй, где ловили мы, ближе к Главному банку. Поймали несколько жерешков, несколько выкинули, но жерех мелкий, до 1 кг. Надо, наверное, с утра туда двигать, а время обед. Поехали на базу. Наконец-то поели жареной рыбы, своей я имею в виду — в меню базы рыба есть постоянно. Туристы повелись на осетра без тени сомнения. :) Но фотка на телефоне, надо признать, выглядела очень правдоподобно. Осетр, кстати, кил на 5 был, не стерлядь точно, а остальных я меж собой не отличу. Тупая рожа с маленькими усиками. На вопросы куда мы его дели ответили, что привязали в укромном месте. :)
После обеда поехали попробовать половить бель. У коряги оказалась глубина 8 метров, решили поискать поменьше, но так и не нашли, а с глубины шла мелкая густера, кормушку можно было не опускать, разве что кольцо как у Миши. Постояли с полчаса, но теперь уже я стал на всех давить, что надо менять место, т.к. такую мелкую солить бред, а ради удовольствия смысла нет из-за отстуствия оного. Поехали в "жилку" как местные называют протоки. Там оказалось, что течняк совсем уж медленный, поэтому кормушку опять опускать не стал. Стал клевать мелкий карась. По-моему именно карась, а не буффало. Бросать можно было куда угодно — клевало неплохо, но размер мелковат, с ладонь, чуть больше. Червякам поплохело конкретно. В итоге простояли с полчаса, у меня взялся сазанчик на 1,5 кг (взвесили на эл.весах). Сазан меня порадовал — без всякой прикормки, совершенно тупо, на произвольном месте — я предположил, что тут его дофига. Червяки превратились в месиво, поехали на базу.

Вечером едем на сома. Запаслись лягушками, взяли Вадика в лодку, самого безобидного туриста, который готов был помочь в чем угодно, а рыбалить не пытался, и поперли на точку. Встали, забросили 4 донки, ждем. Из-за сильного течняка получилось что стоим хвостом вниз, Медведь на моторе со своей палкой, а в середине мы с Вадиком и три донки — получается что все мои лески проходят мимо Медведя, справа и слева. Бросать в сторону середины реки не было смысла — все равно груз вытягивало вниз по течению, получалось что все лежит у поджножия "обруба". В идеале надо было поставить лодку поперек течения и ставить 4 донки параллельно, но на одном якоре это трудновато. Проходит минут 15-20. Спиннингист Медведь начинает скучать и достает джиг. В этот момент происходит первая поклевка. Не было треска трещотки на Невской, ничего другого, спиннинг просто прыгнул на метр вдоль борта лодки, мы с Вадиком еле успели его поймать. Обрыв. Причем не на поводке, а основной лески, 0,6 импортный монофил. Вокруг кольца что ли замоталась... Причина-то была ясна — на всякий случай надо иногда леску-то менять на снастях. :) Причем новая, фильдеперстовая леска, лежала у меня с прошлого года, 300 метров. :) Да вот за год времени не нашел. :(
В этот момент Мишаня что-то зацепил джигом, но так, легкое. Когда поролонка показалась из воды мы все закричали — это был обрывок моей лески! Но конец упал в воду не дойдя до лодки. :( Он тут же перебрасывает, я в удачу не верю — где это видано чтобы свободную леску так легко можно было второй раз зацепить, причем когда она не поперек броска а вдоль вытянута — но о чудо! на этот раз леску мы с успехом втянули в лодку. Но радовались недолго. Рыбы не было. Была покоцанная лягушка, груз и крючок целые. Пока привязывал, произошла еще поклевка — тоже мимо, подсек когда спиннинг начал ходить ходуном, но видать рановато.
Перебрасываю, ждем. Миша, по-моему, джиг отложил. Вскоре опять спиннинг подпрыгнул и пополз вдоль борта, хватаю, есть! ЕСТЬ! На корабле суета, все вскочили, младший помощник Вадик, не имеющий никакого опыта, лезет за подсаком, Мишаня пытается всех успокоить, включая меня, а мне прикольно. Потому что волноваться больше всех должен я, но такие рыбы во мне давно не вызывают приток адреналина, я спокоен как удав. Сомы в мой рост вытравили во мне дрожь в руках думаю, надолго, а сейчас был явно не тот случай. Начал потихоньку выкачивать. Вадик добрался до подсака, готов. Кстати, вру насчет опыта — сазанчика подсаком он уже вытащил, так что человек опытный. :) :) А бударка в 9 метров длиной — лодка как ни крути длинная, поэтому по ней можно долго бегать преодолевая банки как барьеры, когда подсак лежит в самом носу. На пару минут все успокоились. Сомик уже где-то в толще воды, на полпути к лодке. Тут я обращаю внимание на дергающийся кончик спиннинга Медведя. Моя леска уходит в том же направлении, я говорю — "Мишань, смотри, сом за твою леску завел!". Тут его спин сгибается и он на всяк случай подсекает. Есть! Косяк подошел! :) Тащим уже вдвоем, бедный Вадик не знает куда ему деваться. :) Но у меня уже недалеко, со второй попытки заводим в подсак сомика. А что! Нормалек! Вадик так вообще в шоке. Вытаскиваем сомика Мишани — поменьше. Взвешиваем — мой то ли 9300 то ли 9400, Мишанин кажись 6 с лишним кг. Не рекорд — но это же первый выезд и вечер не окончен! Перебросили спиннинги, успокоились немного, тяпнули «пиука». Поклевка. Мимо. Из протоки выплывают туристы, которые плавали половить на кукурузу. Обмениваемся впечатлениями, говорят у них оборвал сазан и остальное куча бели. Рассказываем мы. Они не верят, подплывают и офигевают. Поклевка. Я подсекаю, есть! Приподнимаю от дна и даю спиннинг Вадику, чтобы он почувствовал что это — тащить рыбу. Вытаскиваем, кила 3,5-4, не взвешивали. Вадик в восторге. Была еще поклевка, опять мимо, пора домой, а то комары сожрут.
Довольные, возвращаемся на базу.
Скажу честно — в Харабалинском районе я такого клева не видал, чтоб за 1,5 часа 7 поклевок. Видал, и даже здесь, в Пензе, но то все были мелкие головастики, до кила весом, а вот так, чтобы сомиков было приятно тащить и так клевали — не было такого.
Мелкого и сазанчика пустили на жареху, надо же рыбки поесть. Это был самый яркий день, полный впечатлений и планов на будущие дни. Естественно, связанных с ловлей сома именно в понравившемся месте. Но как говорится, человек предполагает, а Господь... Что же, в нашем случае Гарант нашей конституции можно сказать царь и Бог, и мало кто может с этим поспорить. И его воля или его подчиненных, что в конечном итоге одно и то же, сыграла с нами злую шутку — больше половить на том месте нам было не суждено...

Следующий день стал самым длинным в моей жизни. В самом прямом смысле. Начался он в 4 утра, а в итоге потом я не спал 44 часа. То ли словил тепловой удар, хотя в кепке все время был, то ли акклиматизация плюс простуда, а скорее всего все в куче. Но это было потом. А с утра дула моряна конкретно и на рыбу не поехали. Собрались пораньше на сома вечером выплыть. Днем сварил уху из голов сома и плавников и головы сазана. Съели по три тарелки.
Вечером наловили лягушек. Завелись у нас конкуренты. :) Народ уже второй день подтягивался, кто когда приехал я уже не помню. Была супружеская пара, Артем и Наталья кажется, с Артемом мы познакомились, а ее он нам не представил, так мы все прониклись уважением когда она без проблем, надев перчатку, ловила лягушек. :) Не каждая девушка сможет. :) Наш респект. :) :)
И тут приезжает Ахмет и огорошивает нас известием, что "Главный банк закрыли для рыбалки". Дескать, приезжает Путин в субботу и всех рыбаков приказано с банка убрать. Типа даже плавать нельзя, а ловить уж точно. Мы в полном шоке. Главное, еще несколько дней до его приезда, а плавать уже нельзя... Мы и так и сяк — но что Ахмет может сделать? Приказано... "Плывите ловите по жилкам". В итоге мы решили сплавать, все же не брэки какие, поплыли. Встали как и вчера, а вторая наша лодка с туристами и егерем спряталась на входе в жилку намереваясь тоже кидать туда куда и мы. Закинули. Прошло минут 10, и первая поклевка. Подсекаю. Небольшой. Подтащил метров на 10 и тут видим сзади лодка прет в нашу сторону. Ну, примерно понимаем, что не про погоду спросить. Подплывают. Спрашивают где у нас егерь, я стою, спиннинг не мотаю на всякий случай, типа плюшками балуюсь, тут они увидели вторую лодку и поплыли туда. Сделав нам китайское предупреждение, что "на первый раз прощаем, но в следующий раз протокол напишем", уплывают. Сказали, что гемор с запретом на ловлю числа до 3 сентября ориентировочно, когда развернулись уплывать, прочитал на жилетке одного из них "Россельхознадзор". Сказали ловить по жилкам, причем так, чтобы с банка видно не было. Достаю сомика, кила на 3,5-4, собираемся и уплываем на базу.
С горя ставлю донки с КС-ки или как там катер для туристов называется, и с отсутствующим напрочь настроением ждем, когда вернется народ с рыбалки. Клюнуло сразу. Но размер — грамм на 500 :), отправил восвояси.
Вечером приплыл народ, выяснилось, что тех, кто поплыл после нас, тоже вниз по банку — завернули сразу домой. Те, кто уплыл вверх, ловил без проблем. Кто жереха, кто сомят. Артем по его словам поймал штук 10, но привез штуки 4 и самый большой меньше нашего, да и этих он взял потому что заглотили. Рыба ему не нужна, он ее не ест. Но сказал, что на том месте где был он, выше по банку — выворачивался сом кил на 20 неоднократно.
Уже в темноте я пошел вытаскивать свои две донки, на одной лягушки не было, на другой была порвана в клочья. Мелочь здесь есть и видимо в достатке...
Утром поедем с Мишаней на щуку.
Я принял холодный душ, может быть все с него и началось. За ужином не было аппетита и от допинга я отказался, а зря, наверное, может быть тогда заснул бы. Ночью уснуть не смог — без одеяла холодно, под одеялом через 10 минут мокрый насквозь. Кондей был выключен.

Утро после бессонной ночи не могло быть добрым. Под конец я уже оставил попытки заснуть — все равно бестолку. Зазвонивший будильник разбудил Медведя, но не меня. Он офигел от моего рассказа про мое состояние, в течение минуты нашел мне таблетки от температуры у кого-то из отдыхающих, не пойму у кого, все спали. :) Начали решать что делать. Терять второе утро — преступление. Но мое состояние внушало мне сильное беспокойство. Больше всего я боялся, что на солнце развезет и начнет плющить сном. Но Мишане нужна компания, туристов беспокоить бестолку — едем!
Хорошо что оделся тепло, как только отъехали от базы, начал меня морозить встречный поток воздуха, я зашелся в кашле, проклятые рудники. Чертов хронический бронхит! Чуть не откинул копыта. :(
На банке ловить нельзя, поэтому едем в ближайшую жилку и дальше ищем рыбу там. Приехали к лотосам. Миха огляделся, грит что места в принципе интересные, надо пробовать. Попробовали. Потом еще попробовали. И еще. Кажется, мизерного окушка он все-таки выцыганил. А потом клюнуло у меня. Когда подтянул оказалось — соменок! Видимо, усатые отвечают мне взаимностью на мое к ним отношение и клюют у меня даже там, где никто не ждет. :) Детский сад, даже 1,5 кг нет — отправлен подрастать.
Поплыли еще в паре мест попробовали — тишина. Проплыли как бы коридор — до этого широкое место было — а тут узкая жилка. Опять расширение. Еппперный театр! Вода прозрачная! Так вот ты какой, Северный олень! :) От контраста я, признаться, офигел. Только что была вода мутная, ну не кофе с молоком, но наподобие, и вдруг соединяется с жилкой, вода в которой совершенно чистая! Наконец-то я увидел то, о чем столько читал! Здесь уже вполне реально поплавать с маской, видимость будет потрясающей!
Встали на якорь. Пока Мишаня ставил поппер, раздался один всплеск, второй. Начался урок мастерства. "Смотри, треба чтоб ента загогулина путем нехитрого рукоблудства издавала вот такие непотребные звуки". Чпок-чпок-чпок, хлоп! Поппер сожрали. Подсечка, есть! А подсак не взяли! Ну да ладно, размер небольшой. Выкинули. Щука нонче не в цене. Мишаня поймал еще одну на поппер — а потом поппер отдал мне, т.к. уловистый был только один. Сам поставил вертушку. Мырь-мырь-чпок — проводке надо учиться, один чпок на 10 непонятных бульков. Вторая проводка, третья, уже что-то получается. Мишаня ловит еще щуку на вертушку. Фоткаю для истории, отпускаем. Чпок-Чпок! Хлоп! Моя реакция на бросок вполне предсказуемая, годы тренировок как-никак. :) Руки подсекают сами. Поппер вылетает из воды и пулей летит в меня. Еще немного и интернет пополнился бы очередным ужастиком — тройником в ноздре, ухе или еще каком малоподходящем для него месте. :) Слышу разъясняющий голос Гуру "при ловле на поппер самое трудное заставить себя подождать секунду после броска рыбы, она часто промахивается и эта секунда нужна чтобы щука с гарантией схватила поппер. Я 2 часа этому учился (а может и два дня, я забыл уже :) )". Ну ладно. Чпок-чпок! Впустую. Миша ловит еще щучку. Выкидываем. Чпок-чпок. Хлоп! Ну как тут можно сразу научиться? Опять руки сработали раньше мозгов! :) Опять мимо. Начался легкий ветерок и проводка на волнах уже не получалась. Поймав таки щучку на свою колебалку я окончательно понял, что весь мой арсенал собранный на опыте ловли по ерикам в Харабалинском районе, здесь можно забить в одно место, лучше плашмя. :) Хотя нет — тройники желательно снять, а то это уже жесткое садо-мазо получится. :)
"Так, щучье партсобрание мы нашли, сюда уже можно туристов привезти, поехали еще места поищем" — раздается команда командира, и мы подняли якорь. Штук 10 щук какое-то время будут нас вспоминать. Все некрупные, до 1,5 кг, пусть растут.
Проехали буквально метров 500 и увидели параллельную жилку с мутной водой, соединявшуюся с той где были мы как бы перекатом. Подплыли посмотреть. Справа раздался всплеск. "Щука есть" говорит Мишаня. Слева раздался всплеск. Прямо раздался всплеск. Да это жерех! Вот уж не ожидал увидеть его в таком месте! Ни тебе большой реки, ни традиционных чаек, ни течения на котором обычно он стоит. Хотя нет, течение есть, и на перекате оно ускоряется. Всплески по всей ширине переката. Как бы такого ярковыраженного котла нет, просто всплески повсюду и бессистемно. Причем изредка всплески совсем взрослые. Начали кидать. Прошел час, а то и больше. Мишаня перепробовал весь арсенал, нихт! Вот сволочь этот жерех! Всего один удар на кастмастер.
Тут раздается звонок от туристов. Слышу рассказ взахлеб о том, что упустили двух сазанов на кукурузу. Причем первого кил на 4-5 (на 4 оценил мой звонивший друг, а на 5 потом егерь когда мне рассказывал :) ) подтянули к лодке, но не взяли. Догадываетесь, почему? Подсак-то на базе остался! Они и так и сяк, хотели пакетом его целлофановым подцепить. :) В конце-концов, егерь попытался взять его за глаза, сазан сделал ручкой, то бишь хвостом и был таков. Второй сазан был ощутимо больше размером, согнул, по словам моего друга, спиннинг "в бычий х#й" и оборвал не спрашивая фамилию. Надо заметить, что и палка не располагала да и леска и все остальное — фидер 3-30 длиной, леска 0,35 моно — понятно что несерьезно. Но фишка-то в том, что встали они совершенно на ровном месте, на первом попавшемся. Просто встали в жилке под теньком деревьев — ни тебе ямы, ни тебе коряги. Ни тебе прикормки — и два сазана. Учитывая, что первый раз когда мы ловили на червяка, я поймал сазанчика, потом вечером у них был обрыв — и сейчас два сазана на ровном месте — рискну предположить что там их до едрени фени. Может быть не рекордных, но кил до 10, наверное, свободно.
Плюнув на жереха, мы поплыли домой.
На базе я сделал геройскую попытку заснуть, провалялся минут 50, опять вспотел, понял что у меня температура, выпил пару таблеток. Через час нашел у мужиков градусник, измерил — уже все нормально. Больше всего меня беспокоило, что не сплю уже 35 часов, а сна как такового нет. Думал к концу дня упаду — но нет.
В какой-то момент приехали те мужики, что прогнали нас с сомовьего места. Поговорил с ними обстоятельно. Выяснилось, что на рыбаков выше базы на банке они смотрят сквозь пальцы. А вообще, официально, запретная зона начинается от какого-то поста, который стоит на впадении рукава, который течет мимо Мумры. Значит, можем плыть на сомов!
Вечером поплыли. Мишане тоже поплохело, наверное глядя на меня :( и он не поехал. Пришлось брать егеря и мы поехали двумя лодками. Увидели где стоит конкурент, Артем. Он молодец, уже на точке. Но у нас нет привычки вставать под жопу, попросили егеря отвезти на известную ему суводь. Завез черти-куда, по пути точно таких же мест штук 5 проплыли. Видимо, он просто старался переплыть начало запретного места, тот самый пост на реке.
Встали, закинули. Приплыла вторая наша лодка, стрельнули лягушку и сорвали нас с якоря, блин. Встали ниже нас, стали ловить на кукурузу и заодно на сома забросили. У нас поклевка. Я в лодке с двумя туристами, Вадиком и Алексеем. Подсекаю. Меня спрашивают "ну как?". Есть у меня словечко, которое ни к чему не обязывает, а характеризует размер, типа не совсем маленький, говорю "да так, ЛОСОСЬ" и отдаю спиннинг Алексею, чтобы он хоть одну рыбу вытащил. Алексей подтаскивает рыбу, показывается плес сомика. Они в один голос: "Так это же СОМ!" Я, немного офигевший, говорю — "а вы кого ждали?!". Они разочарованно: "Ну ты же сказал лосось — мы лосося и ждем!" "Ну вы, блин, даете!" — все что я мог вымолвить сквозь смех.
Был еще один небольшой, а потом клюнул уже большенький. Я продолжаю заниматься альтруизмом, отдаю спиннинг Вадику. Тот тащит и тут сомик начинает упрямиться. Я спешно объясняю как надо стравливать леску при потяжках, ручкой "невской" Вадику ощутимо треснуло по пальцу, он тут же проникся уважением. :) Но потом, вроде бы без особого рывка, сом откусывает крючок. :( По лицу Вадика видно, как закаляется в нем рыболов, разочарование на лице совсем как у любого прожженого рыбака в такой ситуации. :)
На соседней лодке на единственную лягушку происходит пустая поклевка и после этого назревает ко мне вопрос "Андрюха — а что лучше — дохлая лягушка или живец?" Я говорю "живец". Пауза. Следующий вопрос: "А что лучше — дохлая лягушка или дохлый живец?!" :) Начинаем угорать. На живца (живого) у них было две поклевки потом — итог три поклевки у нас, три у них — а у нас снастей в 2 раза больше! Вот вам и пропорция по клеву и насадке, лягушка или живец!
С двумя небольшими сомиками едем на базу. На базе узнаем, что Артем поймал на 13 кг. Молодца, конкурент! :) К моменту как заснул не спал 44 часа. Никогда такого не было, побил рекорд в 38 часов, но в прошлый раз мог заснуть стоя, а сейчас даже не особо и хотел, удивительно.

Наступил последний день на базе. Диспозиция была разработана еще вечером - едем на раскаты. Дело в том, что по приезду, насчет расстояния до раскатов, мнения местных были такие что на бударе ехать час, поэтому мы туда не рвались, но после народ нам выдал совсем другую, обнадеживающую инфу, что плыть не так долго.
Медведь, в силу плохого самочувствия, продолжал косить от рыбалки, я наконец-то поспал, туристов удалось поднять рано, поплыли. На месте щучьего "партсобрания" остановились попробовать, но по поверхности плыло много травы, которая не давала нормально провести блесну, поплыли дальше. И тут выяснилось, что плыть-то от этого, уже разведанного места - минут 10! Как жаль, что не попали с Медведем туда - уж он-то рыбу нашел бы, наверняка! Буквально проплыли одну длинную протоку и выплыли на оперативный простор. Как большой длинный залив от моря - чем скорее всего это место и являлось, но мы не проверяли, далеко не плавали. Была видна база Вышка, последняя как нам кто-то сказал, до которой можно доехать на машине. Решили плыть на "та сторона", ширину затрудняюсь оценить - может метров 500-700, но могу ошибиться. Выплыли мы по мутной воде, но очень скоро перестали пялиться на лебедей и стали смотреть вниз - вода чистая-чистая. Глубина небольшая, на дне куча травы, иногда принимающая причудливые формы, как настоящие кораллы иной раз. Встречались проплешины чистого дна, на которых четко была видна рыба шарахающаяся от лодки. На ту сторону мы поплыли т.к. там виднелось огромное количество чаек. Но, оказавшись там, выяснили, что котлов рыбных нет, чайки просто летают туда-сюда бессистемно, а вода вновь пошла мутная. Остановились, сделали по забросу. Мне сразу же садится щучка. Выкинул. Следующий заброс приносит окуня. Рыбу не берем. Еще пара забросов и щучка уже под килограмм. Сачок, как обычно, там где ему самое место - на базе :) Раздолбайство – это, наверное, заразно :) Глядя на дилетантов я и сам стал забывать что надо брать на рыбалку в обязательно порядке :) А скорее всего, дело в цивилизованной атмосфере базы - когда просыпаешься как белый человек в кровати а не в палатке - как-то не верится что на рыбалку попасть можно в течение 10 минут.
Короче, с щукой пришлось повозиться, чтобы самому не пораниться, но все получилось, выкинул. Тут, наконец, Алексей перестал заниматься геморроем - осваивать поппер своей неподходящей для этого палкой и поставил вращалку. Несколько цепляний травы и клюнуло и у него. Щука явно неплохая. Но удовольствия не получилось, блесну очень быстро откусили вместе с поводком. Наверное, как-то на зуб попала леска, все же он успел ее подержать. Несколько пустых забросов, и тут мы совершили ошибку. Я уже решил что наконец-то вот оно, Эльдорадо, и ловить тут можно абсолютно где угодно. И мы переплыли. А потом еще много раз переплывали, но везде было полно травы и даже один раз провести блесну не получалось не зацепив траву. Т.е. ловить все равно можно не везде. Ну, вернее, везде, только тогда на попперы, либо на местах где травы поменьше, но такие места вычисляются только опытным путем. В итоге мы решили поплыть на чистую воду и хотя бы посмотреть на рыб, раз не удается поймать.
На чистой воде плыли, смотрели на уплывающих щук, как вдруг егерь сделал резкий разворот. По его словам, на дне лежал сомик, но мы его уже не увидели, естественно. Мне сразу стали говорить, чтобы я занырнул с маской. Я был не против, хотя с маской ни разу не плавал, да и вообще не собирался нырять, плавки не надел. Меня вытолкали, не особо церемонясь. При приземлении на дно первое на что я наступил, была рыба :) Кила на 1,5. Сазанчик или буффало, судя по всему, т.к. крупную чешую за эту долю секунды я почувствовать успел. У меня вообще неплохой опыт ловли рыбы руками и кое-что на ощупь различить я могу, правда, в этот раз получилось не рукой, а ногой. Первое же погружение привело меня в восторг, видно все на несколько метров, но я сразу прочувствовал, что нырять не могу из-за простуды - моментально начинал задыхаться при задержке дыхания. Вообще я могу и 2 минуты под водой просидеть, но не в этот раз :(. Попытка дышать находясь на поверхности, с маской в воде тоже не получилась. Трубка была какая-то хитрая, с клапанами, чтобы не черпать воду, но из-за этого пропускающая воздух не очень свободно, нужны были навыки, но я начинал кашлять, одним словом нырять в следующий раз. Решил лезть в лодку. Но не тут-то было :). Сначала все побоялись что мой вес далеко за сотню опрокинет лодку, и все подвинулись к другому борту из-за чего мой борт слишком высоко задрался передо мной и я не смог так толкнуться от дна, чтобы опереться на вытянутые руки. Во второй попытке наоборот, борт мой опустили ближе к воде, но тут выяснилось что единственная деталь моей одежды в силу слабости резинки никак не хотела выходить из воды, когда сам я ее почти покинул :). Срам один :). В общем, с четвертой попытки, я "втек" в лодку, перекинувшись через борт и проскользив по полу :) Такие моменты надо снимать на камеру :) Меня сравнили с сомом, втаскиваемым в лодку, наверное и правда похоже было :)
Пока я занимался водными процедурами, Алексей поймал пару красноперок на мелкую вертушку. Больше таких блесен не было, да и стаи как таковой тоже, бросив несколько раз впустую, мы решили попробовать ловить сазана на том месте, где вчера ребята упустили двоих. Время уже приближалось к 12 дня.
Пока плыли к их месту, проехали мимо переката на котором мы с Медведем пробовали уговорить жереха. На перекате тусовалось штук 5 лодок, было два крутых катера. Видимо, место становится популярным. Вот и "сазаний угол". Ничего особенного, прямой участок жилки, ничем не выделяется, разве что стоишь в тени деревьев. Клев оказался плохим, поймали несколько красноперок, которых накануне не было ни одной. Видимо время уже обеденное и у рыбы перерыв. Поехали на базу.
Вечером планировали пораньше на сома, но провозились очень долго и выехали в полшестого, даже не наловив лягушек, планируя ловить на живца которого предстояло еще поймать на кукурузу. Как обычно это бывает, на кукурузу не клевало. Вот вроде только вчера, как из пулемета, а сегодня тишина. В итоге так и вернулись на базу за лягушками. После этого, плыть далеко уже не было времени, поэтому встали на первой же суводи выше базы. Лягушки все были мерные, т.е. крошечные :), поэтому надеяться на удачу было сложно. Что и подтвердилось - пара сомиков может даже меньше килограмма отправились восвояси, и пора домой. Тут выясняется, что якорь так не считает, что пора домой :) Начались маневры. Якорь зацепился за что-то в толще воды - не знаю, что это было, но когда, после нескольких попыток, что-то порвалось внизу, этим дело не кончилось. Мы уже стали смотреть на бакен обозначающий фарватер, напротив которого мы находились – кому-то показалось что он начинает двигаться от наших потуг. :) Но бакен, понятное дело, не имеет никакой связи с берегом и со следующей попытки мы все же порвали невидимую преграду и спасли якорь.
Вторая наша лодка получила больше впечатлений. Они точно также уплыли без наживки, но егерь поймал в камышах полноценную, здоровую жабу и на кукурузу они все-таки выцепили густерку. На жабу была такая поклевка, что все были в шоке - невская катушка аж визжала трещоткой. Но сом завел в коряги и, хоть снасть потом и достали, рыбы не было. На живца тоже клюнуло, но тоже безрезультатно. Одним словом - чтобы ловить сома на живца или лягуху надо и снасти правильные иметь и насадку соответствующую.
Вечером решили что утром высыпаемся и отчаливаем, на рыбалку не едем.
Утром Медведь нашел себе попутчика и уехал с ним на рыбалку, а мы неторопясь проснулись и стали собираться. Когда Миха вернулся, рассказал что поймал несколько щучек и жерешков.
Вот такая получилась поездка, сумбурная, немного нескладная, но новых впечатлений я все же получил. Главный вывод - что рыбы там просто немеряно. В Харабалинском районе я такого клева сома на донки не видал никогда, такого чтобы сазан клевал без прикормки на произвольно взятом месте - тоже. 6 дней рыбалки на новом месте - не просто мало, а очень мало, поэтому то, что толком ничего не поймали, меня не шибко расстроило. Если бы еще не этот запрет на ловлю ниже базы...
Очень понравилось то, что лодок на акватории очень мало, такого как я читал про места где стоят база на базе - нет и в помине, на банке я даже 2 лодки на одном месте не видел, вернее мы плавали в две лодки, но как бы мы были одной компанией, а такого, чтобы ты ловил и к тебе приплыл кто-нибудь и встал под жопу - не было. Река очень интересная и перспективная, чего-чего а сома там явно немеряно. Никогда не поверю что там нет больших, по настоящему трофейных экземпляров. Уж если в нашей ср%ной Мокше, которую переплюнуть можно в некоторых местах, еще лет 10 назад выловили двух сомов под сотку - то на Главном банке таких рыб я не знаю во сколько раз больше и по количеству и по размеру, однозначно! Условия куда лучше...
Спасибо 77-му за предоставленную возможность. Спасибо персоналу базы. Думаю, в те места я еще вернусь...
Спешиал сенькс, как говорится, Медведю - очень рад нашему знакомству, очень хорошо что он приехал, и спасибо за мастер-класс, 5 минут таких уроков дадут гораздо больше чем десяток книжек! Еще увидимся!