Вояж Нельмы в Волгоград.

Лучший экспромт – домашняя заготовка!

Приезд гостей всегда ко многому обязывает. Встретить и проводить можно на такси, поселить можно в гостинице, а вот с рыбалкой… Всегда хочется залудить домашнюю заготовочку, которая легко потянет на смачный экспромт. На Ахтубе, в принципе, у меня было припасено 4 точки, две из которых просто обязаны были сработать, а вот на Дону – всё было непонятно. С одной стороны, судаку уже пора «хапать» всё, что шевелится, с другой стороны, две-три поклёвки за день – это не рыбалка. Пришлось в срочном порядке пробивать старые точки.
А на Дону Бабье лето. Красотища! Совершенно не хочется отрывать поролонки в корягах, а хочется просто «шлындаться» по чуть прелой траве, шурудить опавшие листья в поисках груздей, изредка поглядывая на меловые горы… Эх, Ма!
Однако, три дежурных поклёвки в ломовом коряжнике и один, чудом выковырнутый судачок за весь день – это не серьёзно, даже для такой отвратительной погоды.
А берег-то, благодаря хорошему паводку, изменился! На местах, где знал каждую коряжку – всё по другому. Рву поролонки до психоза. Не выдержал, поставил пулю 24 грамма с офсетником (давно хотел начать собирать статистику сравнения живучести офсетника с пулей и поролонки-незепляйки с пулей), нагло забрасываю чуть за торчащую коряжку, лёгкий ветерок сдувает плетню, я приподнял спиннинг, обогнул коряжку дугой лески, уложил её на воду. Дожидаюсь падения… раз - касание о дно, подмотка… Бац! Сидит!
Тащу - не верю! Kando 10-38 нехотя гнётся, а рыба давит ко дну, пытаясь уйти под коряги. Нет, сегодня не её день. Точнее, не его. Хороший судачок! Пришлось перчатку одеть, что бы в неудобном положении один раз смело схватить его.
Продолжаю облавливать коряжку – судаки продолжают атаковать, да все мордатые! Кайф! Снял четырёх судачков, точку рабочую надыбал – можно со спокойной совестью ехать домой. В понедельник к вечеру я уже встречал Василия Пилипчука (разработчик инерционной катушки Нельма, Елисеева Алексея (оператор, водитель и начинающий спиннингист) и Баринова Алексея (фанат ловли на колесо, автор статей, не пьёт, не курит).

Злобная Ахтуба.

В день приезда гостей погода резко поменялась. Гисметео рисует дожди, ветер… Понятное дело, это гостей не остановит, но куда ехать-то? Если далеко – проедем ли? Если близко – поймаем ли? Они делают вид, что понимают мои тревоги и стараются как-то успокоить. В конце концов я решил сначала отъехать недалеко от Волгограда, посмотреть, что за машина, на которой они приехали и вообще, что они за рыбаки такие… Самое интересное, что у нас, Лёх, была возможность периодически загадывать желания, ибо постоянно мы были между своими тёзками. Один Баринов почему-то этим не воспользовался. Однако ж, первая точка на Ахтубе злобно промолчала. Ну как, промолчала? Я-то поймал щучку, а мне за сбитый не налили – на этом клёв закончился.
Если кроме шуток – место было замечательно тем, что тут периодически пасся крупный окунь и присутствовала неплохая щучка, только надо было обязательно далеко бросать. Очень уж хотелось посмотреть, как «колесятники-нельмисты» это будут делать. Сам бегаю то в сторону окуней, то в «щучью» сторону – поклёвок нету даже у меня (прости меня, Господи!). Хорошо хоть окуни, пусть не крупные, но на отводной поводок регулярно ловились у Василия. Из-за травы у самых ног на ультралайтовые воблеры изредка кидались щучки. Но только изредка! Основная щучья масса тупо воротила нос от наших приманок, давая нам понять, что перелом погоды ни им, ни более старшим сородичам не по нутру.
Мы ещё поультралайтили, половили окуней, подождали выхода хищника… но какое-то неудовлетворение Ахтубой погнало меня на Дулепову яму, где я (наконец-то это произошло!) не увидел ни одной поклёвки. Василий, тем не менее, опять на отводной поводок изловил несколько окуней. Ветер был неудобный – в общем, зря мы туда дёрнулись. Надо было спокойно доловить день там, где мы начали в комфортных условиях. Ну, да, расчехлились – и то хорошо. Вечером мы провели разбор полётов и, сверившись с прогнозом погоды, запланировлаи поездку на Дон.

Злобный Дон.

Сначала решено было сразу ехать на ту коряжку, вокруг которой у меня клевало хорошо с неделю назад. Но ветер конкретно с боку дул порывами и около берега поднялась муть. Как мне кажется, судак из-за этого ушёл из ближних коряг. Не клевало, в общем. Обидно. Проверенное место молчало, как рыба об лёд. Делать нечего, едем на другую точку, где берег должен быть подветренный. Там хоть ловить удобно, снимать на видеокамеру соответственно… а уж судак – изловчимся – значит поймаем. У нас есть ещё одна подсказка – звонок другу.
Сердцем чую, что хожу по чьим-то следам… Чую, где-то здесь фотографировали нехилых судаков, что висели у нас на форуме… Позвонил Славе – ну точно, это где-то здесь! Но чуда не случилось. Мы разбрелись по берегу, близится закат. Даже когда я выловил парочку судачков – бесполезно было бежать на точку, ибо темнело быстрее, чем бегает Лёха. Но главное – судак в Дону есть! Поздно нашли, но он есть. Кстати, в этот день я начал подозревать, что вода как-то буреет. Скажем так, пока ещё прозрачная, но даже на фоне светлого дна – имеет тёмный коричневый оттенок. Неужели опять? Ну, да ладно… судак ведь ловится – просто найти его нужно!
Совсем забыл сказать, что в этот день с нами ездил ещё один «колесист-нельмист» Герман Петрович Веселов. Знаете, что я вам скажу? Два человека, увлеченных механикой – это слишком. Вопросы уменьшения момента инерции, угловая скорость, трение, влияние температур… - знатная была лекция. Ну и на берегу каждый раз обсуждались основные параметры катушки Нельмы и чаще всего – способов заброса. Сразу ясно стало, что у всех манера заброса инерционным колесом разная.

Невезение Баринова.

Я не случайно сказал о том, что Алексей Баринов зря не воспользовался случаем и не загадал парочку желаний. После того, как на Ахтубе рыба пыталась вырвать у него спиннинг из рук – он всё равно умудрился не поймать ничего достойного. Более того, вечером выяснилось, что отменили десятичасовой автобус, на котором планировали его отправить. Купили билет на девятичасовой – и ужаснулись! Ему продали билет именно на 13 место! На этом полоса неудач закончилась. Баня состоялась, такси приехало вовремя и погода – наладилась. Мы на следующий день поехали на Дон и начали именно с того места, где у Баринова сорвалась щучка. В этот день я откровенно расслабился. Выловив судака и видя, как Василий перед камерой Алексея периодически что-то вытаскивает, работа кипит – я совсем перестал ловить рыбу, а лишь пробежался дальше по берегу только лишь в целях ознакомления, а после обеда – вообще начал собирать тополёвую рядовку. Погода – блеск, пахнет грибами, судак ловится… Баринова – искренне жаль!

Ахтубинский «сатисфакшн»

Изначально я предполагал показать гостям как можно больше разных мест. Настала пора показать Ахтубу в астраханской области. Мы без труда нашли место, которое сдал нам ещё один тёзка (представляете, в давешней бане было одновременно пять (!!!) Алёш).
Об этой рыбалке нужно обязательно рассказать подробнее. Меня сразу «сдатчик точки» предупредил, что бросать надо очень далеко и лучше заходить в воду, поскольку заброс должен происходить именно с пляжа. Как он утверждал, крупная щука ловилась при прохождении приманки из глубины на мель, а не наоборот. Говорит, что проверяли. И ещё обязательно надо указать на тот факт, что после того, как мы проводили Баринова и неплохо отловились на Дону, напряжённость от невыполненных задач спала. Появилась эдакая расслабуха, мол, ну не поймаем крокодила – ну и шут с ним. Половим в своё удовольствие. Вполне возможно, что именно этот момент сыграл решающую роль. Хотя, и замечательной точкой пренебрегать нельзя. Интересно, что у местных рыболовов не получалось блеснить в отвес то, что начали ловить мы.
Первая щучка была около полутора кило. Кажется, ещё какая-то в районе трёшки до обеда была… В общем, на кукане к обеду сидела парочка хороших щук. Мы решили пообедать и, созерцая прекрасную погоду, дождаться вечернего клёва. Ровно в 15 нуль-нуль Василий Афанасьевич начал вылавливать щук одну за другой. Ему было очень удобно, потому, что по короткой команде «Алексей!» - к нему бежали сразу два помощника: я с кевлавровой перчаткой и Лёха с видеокамерой. Пока Василий наполнял кукан щуками, уж мы сняли и поклёвки в кадре, и мотание щучьей головой, и вылет приманки из щучьей пасти. Открою один секрет: что бы клёв не прекратился, я успел пару раз подбежать к машине и хлопнуть стопарик за очередную сбитую единичку. В этот день было масса интересных моментов. Один раз мы с Василием решили посоревноваться в забросе. Для этого Алексея посадили к местному рыболову Николаю на резиновую лодку и он с воды заснял заброс дуплетом с помощью безынерционной катушки и Нельмы. Удивительно то, что мы не только бросили на одинаковое расстояние, а попали практически в один «пятак» на расстоянии метров семидесяти или восьмидесяти.
Вот так мы остаток дня дружно хохотали, пытаясь кидать на точность, на дальность… Однажды я уже сделал заброс, мимо шёл Василий по берегу, ну я ему и заявил, что ни за что не бросит «на то место, куда забросил я». Он тут же развернулся и перекинул метра на два расходящиеся круги от моей приманки. Ну что тут скажешь? Естественно, я парировал, что имел ввиду не дальность полёта приманки, а что он не может закинуть туда, где обязательно клюнет у меня! Понимаем иронию, улыбаемся, параллельно ведём приманки… вот ту я и ляпнул, что смех – смехом, а ведь что бы он поверил, что я прав - сейчас должно клюнуть у меня, а не у него! И вот тут-то у меня случается поклёвка… я вывожу неплохую щуку… на берегу мизансцена, восторг в душе переполняет чашу ожидания нечто подобного.
Мы весь улов отдали местному рыболову Николаю, который был невольным свидетелем нашей эйфории, при этом выловив всего одну щучку.

База в Корочине.

Такие базы я обычно называю «фанерные», но это отнюдь не умаляет их достоинств. Тёплое, дружественное отношение к своим клиентам, удобное расположение относительно клёвых мест, бюджетная стоимость проживания – что ещё нужно тем, кто ищет не комфорта, а в первую очередь рыбалки? В общем, тёплый домик, летняя кухня в роли кают-компании, где мы мило посидели, Светлана обалденно приготовила нашу щуку в кляре (которая потянула на 3100 без чешуи) – это лучше, чем проснуться с холодной машине, покрытой инеем. Утренний заморозок аж заставил выгнать машину лобовым стеклом к солнышку, прежде чем ехать дальше. А дальше – это значит просто на Ахтубу, где мы ещё не были. Вернёмся на базу или нет – не знаем, тем не менее, нам дали понять, что нас там ждут каждый день в любое время дня и ночи, что очень приятно.
В этот день мы было дёрнулись на вчерашнее место, да только там доночники перекрыли весь перекат своими длинными донками, которые завозили на резиновых лодках, мешая как нам, так и своим односельчанам ловить в отвес с лодок. Мы обследовали Ахтубу неподалёку, прячась от ветра, где поклевывали щучки меньше килограмма. Затем съездили в Пологое Займище на старую точку, где когда-то ловились крупные щуки, присутствовал судачишко в небольших количествах. Как, в общем-то и ожидалось, старая точка никак себя не проявила, зато мы половили окуней, а пройдя в низ по течению, Василий Пилипчук таки увидел звериную поклёвку, которую ждал весь день.
Мы опять вернулись на базу в Корочин, уж больно хотелось продлить вот это неспешное времяпрепровождение на рыбалке осенью в хорошую погоду.

Заключительные аккорды.

Предпоследний день нашего путешествия мы посвятили своему самому выстрелившему месту на Ахтубе. До обеда мы попытались поймать крупную щуку, проводя приманку с мели на глубину, но лично я видел только одну поклёвку и всё. После обеда мы переехали на нашу рабочую сторону, с воодушевлением принялись хлестать Ахтубу джиговыми приманками, но щука куда-то пропала. Или не хотела ловиться, или попросту ушла куда-то без видимых на то причин. В этот вечер Василий Пилипчук разбросался так, что перекидывал меня можно сказать запросто. Приманки были у нас одинаковые, длина спиннингов одинаковая, правда он ростом выше меня, зато и плетёнка у него в два раза прочнее моей. Для меня самое интересное было то, что если мне, «мясорубщику» надо увеличить дальность заброса, я вынужденно должен переходить на более тонкую плетёнку (увеличение груза по тесту спиннинга уже не давало преимуществ в забросе), а Василий как кидал своей плетёнкой 30 LB, так и продолжал кидать.
Но самое интересное случилось уже под вечер. У нас начали попадаться щуки, но чаще за бок, нежели как положено. Стемнело так, что уже кончик спиннинга было видно только на фоне более светлого неба. Как Василий в темноте забрасывал – понятия не имею, видимо большая практика позволяла делать дальние забросы инерционной Нельмой почти со всей силы. Но щука сильно нас удивила тем что, оказывается, весь день она была на своём любимом свале и просто отказывалась реагировать на наши приманки, а когда завечерело – обнаружила себя случайными забагриваниями. А знаете, когда в темноте почти волочишь по отмели джиг-приманку и вдруг кто-то резко начинает вырывать спиннинг из ваших рук – это переживание ещё то.
Мы опять вернулись на базу, заморозили пойманную рыбу (не пустыми же в Москву ехать!), а утром решили половить ещё и на Волге. А кто нам запретит? Это тут, рядом… Говорят, что с лодок там ловится некрупна щучка, попадается судачок. Собственно, так и случилось. Щучек, действительно было в два раза больше, зацепы – терпимые. Самое интересное для меня это то, что место, по моим понятиям, хорошо подходило чисто для меня, что бы я попробовал пережить новые ощущения от ловли на Нельму. Я, как и многие, пацаном начинал ловить на алюминиевый спиннинг с Невской катушкой, но это была лишь ловля жереха на Волге, щук, да окуней в пойме. Хотелось почувствовать джиговую поклёвку «в палец», хотелось понять, как на вытянутой плетёнке «колесисты» чувствуют трение о корягу или теребление о стаю сопы, что сразу за бровкой не давала спокойно тонуть приманке. Забрасывать далеко не нужно было… в общем, всё почувствовал, щуку поймал. Ощущения – прикольные. Так сразу не объяснишь… Надо с этим, как говориться, «переспать», и попробовать ещё раз.
Но это всё теперь в планах, а в этот раз, мы вернулись на базу, пообедали, чуть охладили пойманную рыбу и двинули в сторону Волгограда, по пути заехав на наше «волшебное» место просто отдать поклон Ахтубе за подаренные нам переживания, оправданные надежды и очень неплохой видеоматериал, который мне просто не терпится глянуть хоть одним глазком.

Огромное спасибо Василию Пилипчуку, Елисееву Алексею и Баринову Алексею за терпение, самоотверженность и веру в нашу общую рыболовную удачу.

Видеоролик на Ютубе про Ахтубу: www.youtube.com (надо открыть в новом окне)
Видеоролик на Ютубе про Ахтубу (продолжение): www.youtube.com (Надо открыть в новом окне)
Видеоролик на Ютубе про Волгу : www.youtube.com (надо открыть в новом окне)
Видеоролик на Ютубе про Дон : www.youtube.com (надо открыть в новом окне)
Видеоосъёмка и монтаж Алексея Елисеева.
Бабье лето на Дону
Рабочая точка найдена!
Баринову явно не везло.
Я увидел как Василий Афанасьевич регулярно ловит судачков перед камерой и расслабился.
Осенний натюрморт с Нельмой и грибами
Эта щучка потянула на 3100
Судачок на Ахтубе попался только Василию.
Не все любят позировать фотографам…
В этот день мы приняли решение задержаться на Ахтубе ещё на пару дней.
Ахтубинский натюрморт с Нельмой и щуками.
Как же не хочется от сюда уезжать!
Утренний морозец заставил машину поставить лобовым стеклом к солнышку.
Эксперименты с приманками, безусловно, самое великой из таинств рыбалки!
В кадр видеокамеры попало очень много интересных моментов
Щуки издевались над нами весь день, и только вечером обнаружили своё присутствие.