Церковь в Вертячем
Церковь в Капово
Дон на закате солнца
Рыбалка на Дону.
Не так давно вернулись с Дона, стояли компанией недалеко от Волгограда, напротив хутора Донской с 15 по 22 августа. Честно говоря, ожидал несколько иной рыбалки, по крайней мере, готовился к традиционному для нашей Оки донному способу ловли. И все же, начну по порядку.
Во-первых, наше путешествие на Дон имело две цели. Первая, это навестить недавно призванного в армию брата моей супруги, а вторая, конечно же порыбачить на легендарной реке. Забрав из части новобранца, благо руководство выдало увольнение, по карте определили место на Дону, выехали.
Дорога была выделена на карте местного значения, и значит не обещала быть с хорошим покрытием. Наше первое удивление было, когда асфальт закончился в какой-то деревне, и на его краю, в трех направлениях в степь ушли накатанные колеи, и повторюсь, эта дорога есть на карте. По опыту жизни в казахских степях на Байконуре, прежде чем двигаться в каком-то направлении, если есть возможность, спроси, куда ведет эта дорога, если не у кого, двигайся интуитивно, моля бога, чтобы интуиция тебя не подвела, потому как дорога может незаметно увести совсем не туда, куда тебе надо. В нашей ситуации спросить было не у кого, и наш экипаж положился на мою интуицию. Поехали по самой правой дороге, и я ее называю дорогой, потому, как асфальтовая была хуже, чем та, по котором мы двигались со скоростью 110 км/ч. Приблизительно посередине пути, а он составлял по карте 18 км, от пункта, где закончился асфальт, до пункта, где он должен был вновь возобновиться, опять показалась развилка, но на наше счастье в том месте оказался дом с кошарой, кто не знает, что такое кошара - это загон для овец. Подъезжаем к мужику, говорящему по мобильному телефону, спрашиваем направление движения, объясняет. Поехали, и о боги, мы выехали на асфальт.
Приехали на реку в субботу 15-го, что на самом деле не совсем хорошо, так как на реку съезжаются компании на машинах с волгоградскими номерами в пятницу, и место для нашего лагеря пришлось искать достаточно долгое время, учитывая незнакомую местность. Погода стояла жаркая, и туда, куда мы вначале попали, напомнили палаточные городки на море.
Этот колхоз нас никак не устраивал, к тому же рельеф берега был для моей компании несколько неудобен. Решили ехать вверх течения, так как ниже берег занимали турбазы. Кстати о турбазах. Наши доблестные бизнесмены, настолько быстро оккупируют берега, причем самые хорошие, и уловистые места реки на них, что скоро с палаткой негде будет расположиться нам, туристам.
Во-вторых – сразу же бросилось в глаза огромное количество бытового мусора, который оставляют за собой отдыхающие, просто диву даешься этому свинству. А ведь в основном машины на берегу были местные. Такое впечатление, что людей никогда не учили за собой убирать. И как бы там не было, а народ там очень дружелюбный, и простой. О чем бы мы не спрашивали, всегда находили подробное описание желаемого. Я так понял, что люди просто любят общение.
Проехали по берегу около 9-ти километров. Остановились в заливе реки. Место оказалось хорошее, правда такое же загаженное, как и весь берег. Быстренько прибрались, разбили лагерь, шлепнули за приезд. Тень от огромной ивы охватывала всю площадку лагеря правда только после обеда, но это как раз и было нужно, так как до обеда была возможность позагорать моей супруге. Достали лодку, подготовили её на вечернюю зорьку, вышли. На моторе по заливу дошли до реки. Дон похож на Оку, есть сужения, есть места пошире. На выходе из нашего залива справа обнаруживаем неширокий остров, разделяющий реку пополам примерно протяженностью в сто метров. На острове оказались три рыбака в белых рабочих перчатках, методично взмахивая руками. Якоримся у нашего левого берега, определив четырехметровую глубину. Снасть донная-бортовая, без кормушки, приманка червь.
Первая, слабовыраженная поклевка.
Подсекаю, в руках оказывается меньше ладони густерка, рыба теплая, чуть ли не вареная, отпускаю ее обратно. И такая ерунда на протяжении получаса, надоело. Перемещаемся на середину реки. Здесь мельче, порядка двух метров, но течение быстрее. Настраиваю кормушку с кольцом, пробую ловить также на червя. Особого эффекта не наблюдаю. У брата, сидящего рядом со мной в лодке, тоже донная снасть, короткий телескоп, забрасывает ее подальше от лодки. Поклевки такие слабые, что поклевками их даже назвать нельзя, какая-то мелкая дрожь, причем после нее, крючок оказывается пустым. Мое кольцо меня не впечатлило, перестраиваюсь на самолетик с крючком. Опять начинает доставать мелочь. Между мелочью ловится более-менее крупная рыба, размер которой, позволяет ее взять на соление. Рыба ловится абсолютно разная. Есть и лещ, подуст, плотва, ерш-носач, причем достаточно внушительных размеров, синец, окунь, чехонь, сапа, даже карася гр.на 600 поймали, и все это с одного места ловли. Рядом рыбаки ловили судака с берега. Я был очень удивлен этой подводной демократии, и все поглядывал на махающих руками мужиков на острове.
Второй день начался с возвращения в часть молодого солдата. Вернулся обратно, когда солнце стояло уже достаточно высоко. На реке с клевом стало еще хуже, а люди на острове все также монотонно размахивали руками, и доставали из воды рыбу. Когда онанизм мелкой рыбы нас с братом достал окончательно, мы решили выйти на берег острова, и реализовать наше любопытство по поводу их стиля ловли.
Увиденное, не то чтобы поразило своей простотой оснастки рыбаков, это были обычные донки с резиной, по 10-15 поводков, удивил диаметр резины, и то что было на крючках. Я сразу задал себе вопрос, да зачем такая толстенная резина.
Ответ на свой вопрос я нашел несколько позже. Резина была диаметром от 3 до 5 мм, а на крючках болтались небольшие лоскутки красной материи. В то время, когда наш червь просто изнемогал, и помирал от жары, местные рыбаки нашли альтернативу живой насадке, и просто ловили рыбу, на какие попало тряпочки. Причем клевала не только крылатая чехонь, но и синец, и плотва, и подлещик, и даже киллограмового судака при нас вывели на берег. Во как.
В моем рыбацком ящике на наше счастье нашлась донка, оснащенная резиной, правда не такой толстой, как у местных. Я ей никогда не пользовался, только грозился завести на каждой рыбалке, и вообще эта донка была трофейной, я ее когда-то нашел совершенно новой на одной из рыбацких вылазок. Тут же на берегу оказался как нельзя кстати силикатный кирпич, тут же нашлись и кусочки красной ткани. В общем вот мы уже также как местные аборигены начали по очереди тянуть за леску, поглядывая на них и копируя амплитуду движений. И о счастье, вот она первая поклевка на суперпростую снасть. Удар и потяжка были такие ощутимые, как будто там лещ на двушник прицепился, я начал быстро выбирать леску на берег. Ударов больше не было до тех пор, пока первый крючок не показался над водой. Леска резко пошла вначале в одну сторону, затем в другую. Стремительная чехонь изо всех сил пыталась сойти с крючка, но в ответ на ее стремление у меня было желание ее достать из воды, и это желание увенчалось успехом, первая увесистая рыбина у меня в руках. И пошло поехало. За три часа на одну резинку мы с братом поймали около 15кг рыбы. Когда снимали с места донку, я обратил внимание на то, что наша резинка заимела серьезный износ, вот для чего толстая резина у местных рыбаков, она просто дольше служит. Вернувшись в лагерь, мы обнаружили, что наши с братом пацаны времени зря не теряли. Узнав от соседних рыбаков, что недалеко от стоянки имеется бучила, с порядочным «буфало», американский карась, кто не знает, они быстренько снарядились в путь на поиски приключений. Вернулись грязные по уши, но довольные, и с рыбой в садке. Наперебой, взахлеб начали рассказывать о том, как прикольно ловить по колено в илистой грязюке, довольно солидную по весу рыбу. Карась на самом деле был крупным, 800гр, и более, и улов на двоих составил пятнадцать экземпляров. А я до сих пор не могу понять, как эта рыба сумела приспособиться жить в болоте, где гниющие процессы, являются нормой. Удивительно-неприхотливая рыба. На следующий день мы решили продолжить свой нехитрый промысел, сделав еще одну донку, и мне пришлось ехать за резиной. В поисках этого стратегически нужного для нас материала, доехать пришлось до г. Иловля, что находился в 60км от нас. Приобретя все необходимое на городском рынке, мы благополучно добрались до нашего места отдыха, по дороге подкупив сравнительно дешевых дынь, и арбузов. По приезду, я отправился к брату на остров, который уже несколько часов скучал без дела, по причине обрыва резинки. Наладив снасть, мы продолжили свое азартное занятие, и к вечеру металлический садок был полон.
Погода за неделю нас порадовала четыре дня. Два первых, было хоть и облачно, и ветрено, но умеренно жарко, из-за южного ветра.
Два следующих были безветренными, и без единого облачка на небе до самого вечера. К ночи задул северный ветер, и мы сразу поняли, что хорошая погода кончилась. Последний день нашего пребывания на Дону до обеда нас поливал дождем, но после обеда как по заказу небо открылось, и мы уже все сухое упаковали в машину. По приезду домой, я узнал от приятеля, рыбачащего в это же время на Волге, что им с погодой, и с клевом вообще не повезло, а ведь мы после двух скучных, неуловистых дней, хотели переехать на Ахтубу. И впрямь, что Господь не делает - все к лучшему. А есть и другое, на Бога надейся, а сам не плошай. Удачи на реках. И не хвоста, ни чешуйки.