Потеряшки на Сахалине.

Пролог

История эта началась задолго до того как случилась на самом деле. Началась она со звонка сына племени Соломонова, который предложил составить ему компанию на Сахалин: «За сто тысяч рублей с носа в неделю не считая стоимости перелета, половить симу. Будет егерь, который довезет нас до речки Лангери, а потом начнет катать на своем водомете по всей реке, туда, куда Макар телят не гонял. Где только одни медведи. Но на случай их появления у егеря есть ружье. Без водомета и ружья на Сахалине вообще делать нечего…»
Я задумался, перезвонил своему южному товарищу. «Не хочешь ли?»
- Хочу, но не за столько денег и не этим маршрутом. Моисей, помнится, 40 лет евреев водил. И что они, кроме пустыни видели? Мы же не такие. Ты разузнай получше у своих. Кто-то из них ведь уже туда ездил…
Разузнал, прочел отчет, пообщался с автором. Выяснил, что самый оптимальный вариант – арендовать машины. Самый оптимальный состав – 8 человек.
Нас двое, надо еще шестерых сагитировать. Вспомнили как несколько лет назад летали вчетвером на Подкаменную Тунгуску. Звоню. Они согласны. Остается еще четверых добрать. Еще Антон Павлович в своем «Острове Сахалин» писал: «Провожал меня до шлюпки угрюмый матрос, который, как будто догадавшись, о чем мне хочется спросить его, вздохнул и сказал:
– По доброй воле сюда не заедешь!»
Значит надо искать среди тех, кому деваться некуда. Среди ночи мысль в голову: «Если, к примеру, в Норвегию не пускают, может эти парни поменяют вектор с запада на восток?» А они взяли и согласились. Не все правда, но четверо изъявили желание.
Часть первая
Подготовка.
Справедливости ради надо сказать, что один из «Норвегов» отказался еще на первом этапе. Второй вынужденно сошел с маршрута всего за пару недель до старта. Но мы народ упорный и «если уж чего решил, то выпью обязательно» «Последнего» добрали всего за пару недель. Мы собрались…
Тут как раз пора познакомить читателя с действующими лицами и исполнителями.

Доктор, (как в такой поход без медицины?) Повар, (война войной, а обед по распорядку) – мой южный товарищ, известный Волгоградский рыбак, охотник-пиротехник - Рысь.

Штурман, водитель праворукой кобылы (на Сахалине 90% машин с правым рулем) такелажник, заведующий рыборазделочным цехом - Пилот

Юнга, запасной водитель праворукой кобылы – сын Штурмана 25ти годов от роду Ярослав Владимирович.

Боцман, владелец титановых котелков, алкогольный авиа-контрабандист – Алекс

Матрос Лом, он же Кувалда, второй повар – Анатолий SAV

Слепой Пью, владелец тубусов, которые планировал использовать не только для перевозки спиннингов но и как бинокли (подзорные трубы), Работник рыбно-икорного цеха – Старый

Начальник почтовой таможни, человек без паспорта – Игорь

Казначей, маскирующийся под музыканта, хотя не знает ни единой ноты – Вик

В роли директора дома отдыха «Волнолом» - директор дома отдыха «Волнолом» Лизавета

Главной подготовительной задачей мы определили найти автомобили, которые смогли бы доставить нас в любую точку предполагаемого маршрута. Наметили, что мы поедем по восточному берегу острова с несколькими остановками в понравившихся нам местах. Единственной наверняка известной точкой была бухта «Тихая». А вот что дальше не знал никто.
На Сахалине есть несколько прокатных контор. И все они, как сговорившись, отвечали: «Машины есть, но только по асфальту. Если хотите, можем предложить наших гидов с джипами, лодками, шатрами, и даже поварами. Но это совершенно другой ценник.» (Кстати сказать случайно попали и на того гида, которого предлагал нам наш Саломонов сын. Ценник у него оказался ниже озвученного выше, но все равно высокий для нас. Да и программа скуднее: Та же р. Лангери и водомет, грузоподъемностью три человека.)
Я почти впал в истерику. Билеты куплены, а транспорта нет. Но все хорошее, как обычно случается ВДРУГ. Вдруг мой южный товарищ приехал на какую-то дайверскую выставку и звонит мне оттуда. Мол, есть тут стенд Сахалинцев, приезжай, поговори с ними. Все бросаю и лечу на выставку. У стенда встречает меня юноша бледный со взором горящим. Внимательный, улыбчивый. Записывает под диктовку все наши «хотелки». Их не много: шатер, столы, стульчики, кастрюли, сковороды…Но главное – машины.
- Машины? Машин у нас нет, но думаю, это не проблема. Вернусь домой, скину вам контакты прокатных компаний.
- Спасибо, до свидания…
И тут, как в театре, из-за кулисы появляется, аки ангел, дева небесной красоты. Это мне так показалось после ее слов: «У нас в доме отдыха «Волнолом» есть машины. Два УАЗа Патриот. Оснащены по полной программе. Грязевая резина, лебедка, багажник на крыше. Вам когда надо?»
- Как зовут тебя, милое дитя?
- Елизавета…
У меня гора с плеч. Даже дар речи потерял.
Теперь можно заниматься детальной проработкой маршрута, сбором общественного снаряжения, которое повезем с собой или поручим закупить для нас в Южно-Сахалинске. Забегая вперед скажу, что Лиза не только предоставила нам в прокат машины, кемпинговое оборудование, но и организовала закупку всех необходимых в походе мелочей, так, что нам не пришлось тратить на это время.
Рысь разработал меню. Составили и утвердили плановый бюджет. На деле он оказался еще более скромным.
Все приготовления заняли у нас… 9 месяцев!
Часть вторая
Встреча с Островом и первая «рыба».
Своим названием Сахалин обязан небольшому недоразумению.
В 1710 г. пекинскими миссионерами, по поручению китайского императора, была начертана карта Татарии; при составлении ее миссионеры пользовались японскими картами, и это очевидно, так как в то время о проходимости Лаперузова и Татарского проливов могло быть известно только японцам. Она была прислана во Францию и стала известною, потому что вошла в атлас географа д'Анвилля. У западного берега Сахалина, как раз против устья Амура, на карте есть надпись, сделанная миссионерами: «Saghalien-angahata», что по-монгольски значит «скалы черной реки». Это название относилось, вероятно, к какому-либо утесу или мысу у устья Амура. Во Франции же поняли иначе и отнесли к самому острову. Отсюда и название Сахалин, удержанное Крузенштерном и для русских карт. (1)
Сахалин лежит в Охотском море, загораживая собою от океана почти тысячу верст восточного берега Сибири и вход в устье Амура. Он имеет форму, удлиненную с севера на юг, и фигурою, по мнению одного из авторов, напоминает стерлядь. (2)
После восьмичасового полета наш самолет приземлился на Сахалине в аэропорту Южно-Сахалинска точно по расписанию. Нас встретил одноклубник Пилота по праворульным авто. Отвез в гостиницу.

При заселении Игорь вновь «потерял» паспорт. Первый раз он потерял его сразу после регистрации в Шереметьево. И не мог предъявить при посадке. Мы чуть было не опоздали на рейс. Прошли на трап последними. Теперь же было решено изъять у Игоря паспорт вплоть до возвращения в Москву. Он, кстати не сильно возражал. Немного поволновался, что ему без паспорта не продадут алкоголь. Но когда узнал, что горючее будет закуплено на всю команду централизовано, успокоился. За потерю паспорта Игорь и получил прозвище «Потеряшка»
Двухместный номер в гостинице стоил с завтраком 1750 р, без завтрака 1500 р. Рысь скомандовал, что завтрак в гостинице отменяется как низкокалорийный. Поэтому случаю отправились на закупки провизии. И купили немножко.

Потом еще немножко . Теперь можно и отдохнуть с дороги.
На календаре 3 сентября. День знаменательный. День полного освобождения Сахалина от Японских захватчиков и Окончания Второй Мировой. По этому поводу в городе были торжества и народные гуляния. Почти как у Антона Павловича «В саду у генерала играла музыка и пели певчие. Даже из пушки стреляли, и пушку разорвало». Вот и мы решили поужинать в людном месте, тем более, что в Москве еще был обед. Сейчас и не вспомню название заведения, но кухня вкусная. Конечно, заказали всяких морских гадов. Было многолюдно, играла музыка, музыканты пели живьем. Народ выпивал, закусывал, танцевал. По обыкновению на танцполе преобладало женское народонаселение.
«Нигде в другом месте России незаконный брак не имеет такого широкого и гласного распространения и нигде он не облечен в такую оригинальную форму, как на Сахалине. Незаконное, или, как называют здесь, свободное, сожительство не встречает себе противников ни в начальстве, ни в духовенстве, а, наоборот, поощряется и санкционируется.» писал Антон Павлович. Один из наших, не стану называть имени, видимо, тоже начитавшись Антона Павловича, решил проверить изменилось ли что-то с той поры, когда Чехов бывал здесь.
Он вышел на танцпол, пригласил симпатичную девчонку и прямо в танце предложил ей проехать с ним в гостиницу. В ответ поймал ЛЕЩА и, успокоившись, уснул за столиком, накрывшись пледом. Это была первая Сахалинская рыба.
Часть третья
Дорога к морю.
4го сентября мы, наконец, получили в пользование автомобили и, кемпинговое оборудование. Действительно это были вполне «заряженные» УАЗы. Совсем свежие 2021 года выпуска, и только что прошедшие регламентное ТО, так что опасения за их техническое состояние были совершенно не обоснованы. Подсознательно я назвал их «два веселых гуся» Один из них был белый, другой, как вы правильно догадались, серый.
Пилот как заправский горновосходитель забрался на крышу первого УАЗа, и как заправский же такелажник уложил и закрепил на крыше наши вещи. Через 5 минут он уже орудовал на крыше второй машины. К этому времени подоспели Рысь с Лизой, которых мы отправили в магазин за стяжками. Еще несколько минут и мы вышли на маршрут.
Почти сразу за городом дорога пошла в гору, пробиваясь сквозь небольшие сопки, поросшие лесом. Кругом тишина и спокойствие. Очевидно, зеленое богатство принадлежит здесь одному только Богу.

Затем дорога пошла под уклон и на очередном повороте мы заметили голубую полоску ниже линии горизонта.
Море! Охотское море! Тихий океан! Вот он, рукой подать… Естественно мы сделали недолгую остановку и побежали мочить свои натруженные ноги в океане.
Поразило обилие чаек и медуз. Огромных, с красной серединой. В диаметре они достигали 50 см.

А Рысь не только ноги намочил, он еще и двух горбуш руками поймал. Серебристых, но полудохлых. И мы их брать не стали. Поспешили в путь.
Далее дорога шла вдоль моря. Слева сопки. Видели много перекрытых сетями речек, впадающих в океан. Изредка попадались колонии рыбаков, стоящих плечом к плечу. Они забрасывали свои блесны в набежавшую волну и вытаскивали отливающую серебром рыбу…
Как уже говорилось, первой стоянкой на маршруте была выбрана бухта «Тихая». Своё название бухта получила благодаря русскому мореплавателю И. Ф. Крузенштерну. Впрочем, есть и другая версия. Название могло произойти и от древнего названия поселения айнов, живших здесь до принадлежности Сахалина какому либо государству. Поселение айнов имело название «Тикахэросинай», русские по созвучию стали называть её «Тихой».
Проехать мимо поворота в бухту практически невозможно. Прямо у дороги вы видите такой знак
А вот она с высоты птичьего полета

А вот такой вид с северного мыса.

Тихой бухта нам совсем не показалась. Крики чаек, которых здесь множество, заглушались музыкой из каждого припаркованного вдоль берега авто с местными отдыхающими. Благо добрались мы до бухты во второй половине дня в воскресенье, когда большинство уже сворачивали палатки и собирались домой. И над всем этим музыкально-чаечным гомоном превалировал рев мотора мощного подъемного крана, коим непрерывно загружались свежевыловленной горбушей огромные контейнеры, установленные на трейлер. Устье реки «Тихой» от берега до берега перегорожено ставной сетью. Несколько человек, называющих себя рыбаками, загружали сетчатый кошель. Крановщик поднимал его и выгружал. Поднимал и выгружал и вновь поднимал… Вон от там на заднем плане
Метров за сто до происходящего промышленного лова по берегу натянут канат с объявлениями «рыбалка запрещена». Запрещалось не только ловить рыбу, но и просто приближаться к реке.
И тем не менее мы решили остановиться на ночевку. Ехать в ночь в неведомое место представлялось большой глупостью. Разбили лагерь, Рысь приготовил ужин, а когда почти стемнело разожгли костер, достали гитару и запели сначала дружно, потом как-то невпопад. Последнее, что помню, как спели с Анатолием «Не для меня». Как развивались события дальше действительно было уже не для меня. Не помню как очутился в палатке, как и кто запихнул меня в спальник. Совершенно потерял память. От того стал «потеряшкой» № 2. Помните в песне: «чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять» Я себя потерял. (Видимо, наконец, отпустило меня после долгого напряга, связанного с подготовкой и организацией поездки.) Я себя потерял, но товарищи меня не потеряли. Подобрали, обогрели… Поклон им до земли!
Разбудил меня утром внутренний будильник. Рядом похрапывает Рысь. За палаткой какое-то шуршание. Это Пилот натягивает вейдерсы, собирается рыбу ловить.
- Меня с собой возьмешь?
- Если ты быстро.
- Я быстро. Только очки найду…
Через несколько минут, облаченный в вейдера по самые подмышки, я вступил в воды Тихого океана. У берега совсем мелко, много камней и водорослей. Камни скользкие, водоросли путают ноги. Я не совсем трезв после вчерашнего. Зашли то всего по… (вам по пояс будет). Оступился, запутался в водорослях и пошел ко дну. Вода залилась внутрь меня в считанные секунды. Еще мгновение и утоп бы окончательно, но чья-то неведомая рука выдернула меня из пучины морской. Пилот был рядом и поспешил на помощь. Прям как Чип и Дейл в одном флаконе. Оказывается, он не только рыбу ловить умеет, но и «утопленников» из беды выручает. Не зря говорил: «себя я потерял, но товарищи меня не потеряли.»
Почему-то я не пошел сушиться, только воду из вейдерсов вылил, и отправились с Пилотом дальше пытать рыбацкую удачу. Но был отлив и рыба, видимо отошла. Или просто не реагировала на наши блесна. Не поймали ни одной, и пошли к лагерю. По дороге Пилот поведал мне о ночных своих похождениях. Оказывается он тоже нырял ночью. Но не в море, а в рыбацкую сеть и наловил, таки горбуши.
Теперь ее нужно было разделать, пробить икру и накормить народ.

И вот он настоящий Сахалинский завтрак туриста.

Пока Пилот нырял за горбушей вода просочилась через молнию наружного кармана, где лежал Вовкин телефон. Естественно Вовка потерял связь с большой землей и стал «потеряшкой № 3»
На обед была уха из голов горбуши, приготовленная Анатолием.

Часть четвертая
Река Леонидовка, окрестности Поронайска.

Сразу после раннего обеда собрали лагерь и выдвинулись к следующей точке. Примерно километров через 150 нас ждал Порона́йск (с 1905 по 1945 год — Сисука или Сикука), названный так в 1946 году как производная от айнского гидронима Поронай, означающего «Большая река» — поро «большой, широкий», най «река».
Со слов Пилота город совсем не изменился с тех времен, когда он, служил в вертолетном полку Хабаровска и был командирован с секретным заданием в Поронайск. Цель командировки Пилот нам не раскрыл, сославшись на данную когда-то подписку о неразглашении, но косвенно дал понять, что ему самому она до конца не понятна до сих пор.
Сама Большая Река Поронай, особенно ее устье нас мало привлекало, но в нее, если верить карте, впадает множество речек поменьше. С большой долей вероятности мы надеялись найти место, пригодное для стоянки, на одном из притоков. Ткнулись в одно место, поляна есть, спуска к воде нет. В другом – есть спуск, нет поляны. Решили брать «языка». (Кстати сказать, эта тактика использовалась нами и дальше на протяжении путешествия неоднократно. И всегда приносила успех).
Народ на Сахалине по большей части приветливый и отзывчивый. Готовый без утайки рассказать и даже показать все что знает сам. Вот и первый наш «пленный» бросил свои дела и с точность до метра указал нам съезд с основной трассы на берег, пригодный для стоянки и рыбалки. Теперь жалею, что не узнали его имени.. Будем его звать просто Добрый Человек. Но пока Санечка пытал Доброго Человека с пристрастием потерял ножичек. Да и не жалко для Доброго то Человека. Ведь он точно его нашел. А Санечка стал «потеряшкой № 4».
Река Леонидовка на 305 км. Тут берега у нее зеленые, поросшие тальником и шиповником. На ее совершенно гладкую поверхность ложились вечерние тени.
Река была тиха и, казалось, дремала.
На поляне были заметны следы стоянки человека. Но все чистенько. Ни бутылок, ни пакетов. Мы конечно немного потревожили тишину, разбивая палатки и устанавливая шатер.

И когда лагерь был собран, всяк занялся привычным делом.
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,

Витя пел, Вадим молчал, Толечка ногой качал…
- А у нас в баллоне газ! Это Рысь за ужин враз.

- А у нас водопровод! Сашечка принес ведро.
- А у нас огонь погас – Вот те раз!
Игорек принес дрова – Вот те два!
А в-четвертых - наша мама
Вновь за спиннинг и в поход,
Потому что наша мама
Называется - Пилот!


Ночью пошел дождь. Он не прекращался весь следующий день. Мелкий противный осенний дождь. Не дождь даже а мелкая морось, забирающаяся вовсе щели палаток и шатра, в швы одежды и обуви, вымораживая тела членов экспедиции . Правда на завтра прогноз показывал солнечную погоду. И действительно, уже следующей ночью поднялся ветер, разогнал облака, а к утру раздул так, что ломал деревья на противоположном берегу. Страшно, но зато палатки быстро высушило. А внизу у реки за крутым берегом и за деревьями порывов ветра и вовсе не ощущалось. Только треск ломающихся сучьев. Порой казалось, что это не ветер, а Хозяин здешних мест пробирается сквозь чащу. Следов то его на песчаных отмелях и не сосчитаешь.
Однако наверху, на нашей поляне ветер бушевал с неистовой силою, срывая палатки и ломая шатер. Он поднимал вверх и бросал на землю стульчики. Один из них нам так и не удалось поймать. Улетел и плюхнулся в воду. Так мы в очередной раз все дружно стали «потеряшками».
Стульчик нам выловить не удалось, но рыбу на Леонидовке поймал каждый, кто взял в руки спиннинг. В уловах преобладала горбуша, но Толе и Пилоту попались другие рыбки. Я настаивал, что это дальневосточные красноперки. Санечка утверждал, что это гольцы. (Мы ведь еще те знатоки дальневосточных рыб)

Часть пятая
Смирных, Орловка, среднее течение р. Поронай.

От р. Леонидовки до поселка городского типа Смирных всего то 56 км. Там пополнили запасы провизии и питьевой воды А главное – залили полные баки горючки и еще в канистры взяли. Ведь дальше по маршруту заправок не предвиделось.
Пока парни заправлялись, я пытал работника бензоколонки. Где? Что? На что?
Молодой парень, в черной рубашке, застегнутой на все пуговицы, с длинными волосами, собранными в хвостик, тихим голосом спокойно отвечал на все вопросы. Как батюшка в церкви.
- Налево пойдешь, на западный берез попадешь. Километров через 80 выйдешь к морю. Там речек много, но и народу тоже много. Пойдешь направо, через перевал километров 130 – до океана доедешь. А там р. Лангери. Говорят, туда кета зашла. Ловят ее удочками на креветку или на тампон. А сразу за заправкой направо через 9 км деревня Орловка. Насквозь ее проедешь, в Поронай упрешься. Сам решай…
Посовещавшись, решили посмотреть на Поронай, заночевать, а уже утром рвануть на Лангери. Действительно ровно через 9 км. Дорога уперлась в берег Большой реки. На импровизированной стоянке машин 15, а в реке порядка 20ти местных рыболовов с удочками.
- Да пусть на косу съезжают и ставят там лагерь.
- А как вода поднимется? Смоет их. Да и Петрович (рыбинспектор) только что уехал. Если бы чуть раньше, договорились бы с ним. А так штраф!
- Вы к тополям поезжайте, там дорога хорошая и берег повыше.
- Точно! К тополям. Щас перед деревней налево. Дорога нормальная.
Перед деревней сворачиваем налево и попадаем в болото. Но мы не привыкли отступать, у нас ведь заряженные УАЗы . Упираемся в забор из столбов и длинных досок. Впрочем, в одном месте досок нет, и мы рыча моторами въезжаем на территорию какой-то МТС. Кругом останки машин, тракторов, еще какой-то техники… Нам на встречу выскакиваю две огромные собаки, помесь волков с алабаями. Им вслед тщедушный мужиченка.
- Домой, вать машу, командует он собакам. И те, поджав хвосты, скрываются в ангаре.
- К тополям? Это вам вокруг надо было. Хотя если топор есть я вам щас забор сломаю, а потом заколочу. Давайте за мной.
И он, чавкая сапожками, увязая в грязи, двинул в направлении леса. Метров триста прошагал. Мы за ним. Отбили пару досок. Выехали. Починили забор. Мужичок побрел домой, мы – к «тополям». Добрались до реки. Вода мутная. Просто кофе с молоком. Чего мы тут поймаем? Да и места для 4х палаток совсем нет. Едем назад. Но уже вдоль забора по полю, здесь суше и ровнее. Через чей-то огород выбрались на проселок в краю деревни.
- Ну что ж вы, сынки, делаете? Меж там сено для скотины косить.
- Место для ночевки на реке ищем, да чтоб еще и рыбки половить…
Он начал было объяснять, потом махнул рукой, залез в свой уазик.
- Айда за мной!
Через пять минут мы были на шикарной поляне, метрах в 20 шумела река Орловка и с берега было видно ее впадение в Поронай. Место просто шикарное. Сразу захотелось отблагодарить старика.
- Как зовут, тебя, мил человек.
- Иваном.
- Употребляешь?
- Да нет. Возраст. Выпил уже свое. На прошлой неделе 83 стукнуло.)
- Ну, здоровья тебе. И Дай тебе Бог!
Нам с Пилотами и Санечкой место понравилось, Толя, Старый и Игорь держали нейтралитет. А Рысь заявил, что на этой поляне он готовить еду отказывается, ибо не хочет быть съеденным заживо комарами.
Вот так боязнь остаться голодными заставила семерых мужиков пойти «на поводу» у одного. Развернулись, поехали искать другое место для стоянки.
Справа от дороги извивалась сквозь тайгу р. Орловка. То ближе, то дальше. Мы с Ярославом Владимировичем выскакивали из машины и углублялись в лес, когда видели хоть мало-мальски пригодное для съезда место. Орловка действительно красивая река, и отмели и перекаты… И рыба в ней есть, и выдры-ондатры. И следы медвежьи.

Мест для стоянки нет. А солнце уже клонится к закату…
Делаем вынужденную остановку практически на дороге. Разбиваем лагерь. Рыбу не ловили. Ужин и спать. Завтра дальняя дорога к Лангери.
Часть шестая.
Перевал, Пограничное, Лангери.
Поворот на Лангери сразу за селением Победино, что в нескольких километрах от Смирных. Сначала дорога довольно широкая и вполне себе ровная.
Правда есть плакаты: «Осторожно, узкие мосты». И действительно речек по пути много. А мосточки деревянные в одну колею. Старые же железные мосты от времени пришли в негодность, и ремонтировать их никто не собирается.

Легче каждый год перестелить деревянные.
Через несколько километров начинается довольно крутой подъем серпантином.
Все выше и выше. Нам туда, под самые облака
Слева скалы, справа пропасть. Чуть зазевался и поминай как звали. .
Но водители у нас опытные. Моторы натужно ревут. УАЗы пыхтя, но едут.
Пройдена верхняя точка перевала. Но серпантин вниз не менее сложен и не менее красив.

Ну вот опасные повороты позади. Делаем санитарную остановку на берегу одной из многочисленных речек. Она полна рыбы. Это горбуша идет на нерест.
.
Хороша речка. Но нам нужна совсем не она. Нам нужна Лангери. Название происходит от нивхского ланрэри — «нерпичья река». Однако до нее еще несколько километров, а дорога привела нас к развилке. Правда есть указатель: «Пограничное». Вспоминаем, что именно туда нам и надо, но сомневаемся. Нет! Все же есть Бог на свете. Сразу за поворотом на обочине стоит старенькая Тойота. У колеса вертится сабаченка. Хозяина не видно. Остановились, посигналили. Из леса выходит мужичек в кирзовых сапогах. Улыбчивый такой.
- Заплутали?
- Есть маленько. Нам бы до Лангери. Не подскажете?
- Вам на «прижим» или в устьЁ?
- Нам бы рыбу половить да отдохнуть в красивом месте.
- Тогда точно в устьЁ. На прижиме рыбы еще нет. Давайте за мной.
Он разворачивает свой джип и провожает нас до самого устья. Показал полянки, где можно остановиться. Двое Мужиков рыбачили с высокого берега у заброшенного маяка.
- Клюет ли?
- Не клюет. Рыба не заходит. Нерпу боится. Видишь?
На самой границе пресной и морской воды барражировало стадо нерпы. Голов 15. Ей сейчас раздолье, рыба на нерест прет.
Рыбачки посоветовали нам остановиться у метеостанции. Петр, так звали того мужичка, который привез нас на Лангери и метеостанцию нам показал, и блесенки свои… И уехал в Смирных встречать родственников с тем чтоб вернуться сюда на пару деньков порыбачить. Всего то крюк у него вышел километров 30…
Он оставил нас на восточной опушке березовой рощи. Вид замечательный. Внизу река, на востоке Тихий океан. За спиной березовая роща. Пока Пилот связывался по рации с экипажем «белого гуся» я решил обследовать западную сторону рощи. И тут же скорректировал маршрут. Правда с юга дорогу к поляне преграждала огромнейшая лужа, но у нас ведь УАЗы. Поляна действительно была замечательной. Видимо, Петр нарочно не рассказал нам о ней, думая о родственниках.

Мы так спешили занять место, что даже брода не разведали. Конечно, пришлось побуксовать, даже лебедку в ход пустили.

Но оно того стоило. Вот такой вид открывался взору. Берег весело зеленеет на солнце и, по-видимому, прекрасно обходится без человека.

Ради этой красоты стоило тонуть в водах Тихого океана, терять память, ножи и телефоны. Стоило мокнуть под дождем на Леонидовке и ночевать на обочине дороги в Орловке…
Рысь принялся готовить свой фирменный борщ.

Намечался праздник. Вечером к нам присоединился Павел в виде бутылки 12-ти летнего вискаря, заботливо сохраненного для «особого случая» боцманом Санечкой.
А утром в реку зашла кета, а за ней и кижуч… Тут даже Игорь расчехлил свой спиннинг и достал вейдерсы. Ловили и с правого берега, и с левого, перебравшись вброд через залив.

Пилоты как обычно отправились «на дальняк» за три поворота, через четыре брода. Кругом была красотища, раздолье, и много рыбы.
А Рысь с Санечкой пошли к устью реки фотографировать нерпу. Но вчера туда приходили две семьи касаток и распугали всех тюленей. Вот почему рыбы в реке стало больше.
Мы стояли на этой поляне три дня. И три ночи. Дни выдались хорошие, с ясным небом и с прозрачным воздухом. Вечера были превосходные. Пылающий над сопками запад, темно-синее море и совершенно белая луна, восходящая над ним. Но всему хорошему приходит конец. Тем более что с моря потянуло туманом, опустились облака, солнце скрылось.
Пора и честь знать, собираемся домой. Как вы вероятно уже поняли, голодать и вообще терпеть какие-либо лишения во время наших разъездов по Сахалину не приходилось.
Я читал у Чехова, будто некий агроном Мицуль, исследуя остров, терпел сильную нужду и даже вынужден был съесть свою собаку. Но с тех пор обстоятельства значительно изменились.
Теперь люди, когда отправляются в глубь острова, в тайгу, то берут с собой консервы, красное вино, тарелки, вилки, подушки и всё, что только можно взвалить на крышу УЗА. Иногда берут лишнее. Вот и у нас остались продукты. Чтоб не тащить их в Южно-Сахалинск решили оставить немного работникам метеостанции. Они ведь живут тут круглогодично, а продукты заказывают в Смирных и привозят их раз в полгода, весной и осенью.
– Хорошо ли вам тут живется? – спрашиваю я даму, вышедшую к калитке на мой зов.
– Хорошо, да вот только комары.
Тушенке нашей она не очень обрадовалась. По ее словам, они давно уже привыкли к солонине и свежего мяса не любят.
– Впрочем, вчера варили форелей, – добавила она.
– Когда приблизительно идет здесь последний снег? – спросил я.
– В мае, – ответила женщина.
– Неправда, в июне, – сказал мужчина, подошедший к нам и продолжил: - Наибольшего внимания заслуживает здешняя чрезмерная влажность. (Это я заметил. Мои, промокшие в первый день вейдерсы, не просохли до последнего дня. Так мокрыми в посылке и приехали в Москву) В году бывает дней с осадками в среднем 189: 107 со снегом и 82 с дождем. Небо по целым неделям бывает сплошь покрыто свинцовыми облаками, и безотрадная погода, которая тянется изо дня в день. Такая погода располагает к угнетающим мыслям и унылому пьянству. Вот и опять туман с моря…
Нам же с погодой повезло, всего два дня с дождем за 2 недели и один с ветром. Но от «пьянства» это не спасло, на семерых (восьмой не пил по малолетству или по уму) выпито было 28 литров. Это же почти по бутылке в день на каждый сизый нос.
- Жить на Сахалине можно и земля хорошо родит, но всё горе в том, что нынче народ обленился, избаловался и не старается. А вот браконьерить - это пожалуйста, - рассказывал нам один из сотрудников рыбоохраны и показал запись их рейда на малую речку. Речка от берега до берега перекрыта стальной сеткой, тут же невод, которым бракуши черпают рыбу, чуть поодаль куча потрошеной горбуши… Что тут скажешь?
Домой через перевал ехали наощупь. Как ежики в тумане, но за перевалом светило солнце. Тайга всё еще внушительна и красива. Березы, осины, тополи, ивы, ясени, бузина, черемуха, таволга, боярышник, а между ними трава в рост человека и выше вместе с кустарниками и деревьями сливаются в густую непроницаемую чащу, дающую приют медведям, соболям и оленям. Громадных лопухов, придающих здешней чаще, лесным полянам и лугам оригинальную физиономию, как описывал Чехов, не видел. Наверное, не там смотрел.
Эпилог
15го сентября, ровно в 15:09 местного времени самолет аэрофлота поднялся в небо и взял курс на Москву. В голове назойливо звучала песенка «ну что тебе сказать про Сахалин»
Я спросил у ребят и они ответили:
Пилот: - Хочется опять вернуться на Сахалин этой дружной компанией. С Саней брать языков из местных жителей, с Серёгой готовить утром блинчики, с Толей общаться с местными ихтиологами и рыбинспекторами, с Витей вечерами петь песни под гитару, с Вадиком обсуждать тонкости усыпления кижуча после припарковки его на берег, с Игорем просто выпивать и помогать искать потерянные вещи, с Ярославом ловить рыбу и наслаждаться природой. Парни Вы супер!!!
Ярослав Владимирович: - Спасибо всем, кто участвовал в незабываемом путешествии! Две недели практически без связи вдалеке от дома в веселой компании помогли наладить нервную систему, неизбежно портящуюся в условиях мегаполиса.
Рысь: - Ты знаешь, Витя, я думаю, что это была самая лучшая рыбалка в моей жизни. Не самая легкая, не самая комфортная, но САМАЯ ЛУЧШАЯ!
Алекс: - Отличное путешествие, прекрасный Коллектив, здоровое питание, ни минуты о политике, полный релакс от природы. Прощай Норвегия, да здравствует Сахалин!!! Там точно есть куда расширять Горизонты. И если даст Бог, а еще и не вычеркнут из Команды, то считайте меня призывником на новый набор по Сахалину!!! Еще раз всем Спасибо!!!
Анатолий: - В этой поездке всё было прекрасно - природа, рыбалка. А главное организация путешествия и КОМАНДА. Если позовёте - еду!
Старый: - Отличная, поездка! Тот редкий случай, когда реальность превзошла ожидания по всем направлениям: рыбалка, еда, погода, природа, организация и быт. Замечательная команда, готов к будущим приключениям в таком составе.
А я поставлю в конце рассказа многоточие. Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен... и многое еще осталось впереди.
Лиза пообещала проработать для нас новые маршруты на западное побережье Сахалина, на остров Монерон с дайверским погружением и морской рыбалкой на тунца и другие интересности.