Как-то еще в начале лета, мне от друзей поступило предложение, поехать на рыбалку в Сибирь. Примерный бюджет озвучен, колебался не долго, домашние совсем не удивились такой авантюрной поездкой на край света, привыкли уже ко мне. Но сомнения гложут, ведь знаю, что места совершенно другие, а там мошка, комары, гнус, звери всякие. А главное, что с собой брать, ведь есть всякие снасти, одежда, но ведь вес ограничен (кстати по весу, разрешенный вес, который можно брать на борт самолета 20кг, перегруз в 5 кг, туда и обратно, обошелся мне почти в 4 тыс.руб) Ведем переговоры, но тут появляется нестыковка и я как бы получаюсь лишним… Ну и ладно, значит не судьба, но тут сын говорит, что на свой день рождения берет две недели первого трудового отпуска, а что если нам…..с сыном, я хоть на край света, пишу письмо Виктору, который собственно организует и ведет этот самый тур, тот дает добро, но мне надо найти еще два человека. Несколько звонков по друзьям с предложением ничего не дали. Неужели придется все отложить?! А ведь сын очень хотел туда поехать, да и я тоже. Опять звонок в Красноярск и все решается. С нами пойдет Валера, родственник Виктора и доктор-хирург Миша из Красноярска. Значит едем, сроки оговорены, надо покупать билеты. Тут опять засада, нужно совместить поезда, самолеты, разницу во времени, дни, что бы доехать туда и вернуться обратно. До Красноярска проблем нет, но в тот (медвежий угол) дорог нет, только по воздуху три раза в неделю или на перекладных, сначала автобусом, потом ракетой, билеты заказывать заранее, а вдруг задержка рейса или еще что… голова кругом. Но все оказалось гораздо проще. Заехал в Ростове в кассу аэропорта, там с девушкой-кассиром все разложили по полочкам: до Москвы поездом, потом самолет до Красноярска, потом из этого аэропорта с небольшим промежутком по времени достаточным для получения багажа и регистрации еще на один рейс и всего через семь часов полета мы на месте. Все так и получилось. Прошу прощения за такие подробности, типа к рыбалке этого отношения не имеет, но вдруг кто захочет пойти по моим следам. Итак, поезд, метро, аэроэкспресс, самолет, еще самолет и мы прибываем в пункт назначения аэропорт с красивым названием Подкаменная Тунгуска село Бор. (фото 1;2) Одеты легко, хотя теплые вещи есть, температура не больше десяти градусов, холодный дождь с ветром. Нас встречают, это радует. Знакомимся, переодеваемся, часть одежды, телефоны, паспорта, все оставляем у Виктора дома, это нам какое-то время не понадобится. Грузимся в бусика, по дороге в магазин, коньяк, пиво для себя любимых и на берег Енисея. Нас предупреждают, спиртного надо брать в два раза больше от обычного, но мы типа мало пьющие и три бутылки конька и ящик пива нам хватит. Но надо было слушать местных, им виднее. Обстановка, климат, воздух, вода, природа, все что тебя окружает, создает какую-то эйфорию от увиденного. Обедали с коньком, ужинали под пиво с жареной или малосоленой рыбкой, спали на камнях в палатке на тонком самонадувающимся матрасе, зачастую во влажной или мокрой одежде. Но, ни разу не было никакого чувства дискомфорта, головной боли. Спал лучше, чем дома, постоянно снились сны. Еще, наверное, такому благодушию способствовала команда из троих сибиряков. Я по армии еще помню, да и друг у меня был из Усолья-Сибирского. Очень надежные, дружные, бесхитростные… короче настоящие парни!
И вот мы на берегу Енисея, нас ждет наш кораблик, который на неделю станет нам домом (фото 3). Его сделали староверы, длина около 12-ти метров. Под Ямахой 40л.с. два такта. Простенькое тросовое рулевое, как на совдеповских лодках, «дистанция» из куска шланга и палки, по диаметру румпеля. Этого как оказалось достаточно для передвижения с крейсерской скоростью 15-20км.ч. Куча вещей на берегу, одолевают сомнения, вещи, бензин, нас пятеро взрослых, куда все это (фото 4) С нами еще две лайки, Север умница, хотя ему всего два года, с которым у сына сложились самые дружественные отношения (фото 5) и его младшая сестра Тайя. На Енисее штормило не по детски (фото 6) на таком кораблике чувствую себя не совсем уютно, знаем что это такое, ходили. Но кэп спокоен, длина лодки с острым килем, позволяет не проваливаться между волнами и спокойно проходить сквозь них. На фото за мной виден вход в реку Подкаменная Тунгуска, куда мы и направляемся. Как только вошли в спокойную воду, сразу же собирается импровизированный стол (фото 7), который, если позволяла погода, накрывался при всех переходах. А идти приходилось не по одному часу. Итак, по коньячку за знакомство и приезд, за хорошую рыбалку, параллельно пивко под копченую стерлядку… Что еще для счастья-то надо. Осматриваю берега, тайга, какое-то спокойствие, умиротворение, ведь вокруг никого кроме нашей замечательной команды. Ну, а будет рыбалка или нет, это уже дело десятое, нам уже хорошо! По пути замечаю на берегу какое-то нагромождение, это оказывается лед… И это в середине июля, который еще не растаял со времени ледохода. По моей просьбе подходим к берегу, ведь надо не забывать про фотосессию, да и когда я еще увижу такую толщу льда (фото 8). За ледяными горами сочная зелень тайги, рядом цветут скромные, но красивые цветы (фото 9). Не очень далеко замечаю корпус лодки, (кстати, это единственный «мусор», который мы встретили на всем протяжении нашего маршрута). После себя оставляли только чурки из сухого кедра. Как мне объяснили, лодку утащило льдом из какой-нибудь деревни (фото 10). Собаки несказанно рады и всегда не прочь побегать по бережку, сгонять в тайгу, облаять белку… (фото 11) Пройдено больше 40-ка км, становим лагерь и уходим на рыбалку в быструю и чистую речку, которая впадает в П.Тунгуску недалеко от нашего лагеря. Сын отличился, поймал таймешку, правда очень маленького, естественно отправили подрастать (фото 12). Я слышал, что сибирские реки очень чистые и из них даже можно пить. Но сам такого не делал ни разу в жизни, снимаем пробу, качество на уровне (фото 13). Вверх поднялись на моторе, назад сплавлялись по течению на шестах. Были зацепы, обрывы… короче к такой рыбалке надо привыкнуть. Ничего толком не поймав, возвращаемся к лагерю и идем вдоль берега. Я был заранее немного в курсе, что нужно брать по два спиннинга, один с тестом за 50, второй легкий, под малые вертушки. В тех местах ловят только на вертушки, в основном на Mepps от 2-х до 6-ти. Таймень как уверяли, любит исключительно Mepps Killer. Я как типа правильный рыбак и катушки у меня оснащены плетенкой, а местные, тем не менее, уже радовались первому тайменю, (фото 14) на катушках у них обычная моно-леска от 0.35, до 0.5-ти мм. После первого дня фиаско, мы поменяли свои взгляды на эти вещи и плетню на леску. В последствии я совершенно не заморачивался по этому поводу и спокойно ловил хариуса на Mepps №2 с леской 0.4мм. Ведь иногда в течении короткого времени надо было менять приманки. Итак, первый таймень, первая уха на костре, под рюмочку, под разговор, ну что может быть еще лучше (фото 15). Следующий день, сын ловит первого в своей жизни хариуса на своей любимый Silver Creek (фото 16). Потом собираем лагерь и движемся вверх по реке, это уже Эвенкия, Красноярский край закончился. По дороге встречаем единственную деревню Суломай (фото 17), с местными жителями, национальность китО. Их численность чуть больше тысячи, их деревню стирало с лица земли паводками и льдом два раза. Дорог нет, связь какую-то государство сделало, у старшего вроде бы есть связь с большой землей. Живут рыбой, добывают зверя, сдают пушнину. По дороге к месту новой стоянки останавливаемся в устье реки под названием Шумиха (фото 18). Тут как оказывается нужно ловить рыбу, а мы то к этому не приучены. Нужны маленькие и очень маленькие вертушки, сынок все же выхватил одного хариуса из под камня (фото 19), я же оборвав парочку, решил забить на это дело и просто любоваться пейзажем, сидя на камне. Сын снимает пробу, оценка на пять с плюсом (фото 20). Ребята пошли дальше (фото 21) и как оказалось не зря, вернулись с приличном куканом хариуса и крупненького ленка. Рыбка оказалась как не зря кстати. Ведь у сына день рождения. Мошка, гнус достает, быстренько отчаливаем и идем дальше, в местечко под названием Щёки. Наверное такого места в мире больше не существует. Я просто обалдел от увиденного. Одновременно, с обеих сторон реки начинаются каменные столбы, природу их происхождения никто объяснить так и не смог, почему именно такие и почему только в этом месте (фото 22). Они тянулись на протяжении нескольких км. Прибыли на место, это каменистая коса, но которой собственно и разбиваем лагерь. Пришлось походить по воде, по росе, изрядно вымокли. Опять напилили кедрача, дружно установили лагерь, развели костер, можно и подсушиться (фото 23). Ну что же, рыбки у нас для еды предостаточно, больше нам не нужно, тем более есть очень веский повод этот вечер провести в дружной и веселой компании за столом, ведь у сына День Рождения, 24-года. И думаю, что такая поляна (фото 24) в такой компании и в таком месте, не заменит даже стол в любом клубе или кафешке. За тостами, поздравлениями, вечер пролетел незаметно, да и был ли тот вечер, ведь в тех местах ночи не бывает совсем, сумрак – да, но не ночь. Ложишься по-светлому и встаешь так же. При выходе из шатра замечаем неприятную вещь, начинает резко прибывать вода. Ну да ладно, утро вечера мудренее, завариваем ароматный чай (фото 25) и на отдых. Утром наблюдаем такую картину, там где проходило застолье, уже вода (фото 26) За быт не очень беспокоимся, базу, палатки перенесем, а вот как быть с рыбой, ведь любая подвижка воды, это шок для рыбы и неизвестно сколько это продлится. Пока есть свободное время, наш бугор Витя готовит из малосоленой рыбки гостиницы, которыми мы будем угощать своих домашних (фото 27). Обрезки естественно нам, супер вкусная рыбка, под холодное пиво, обязательно делимся с собаками, это закон, который мы с удовольствием выполняли (фото 28). Следующий день не приносит практически ничего, кроме одного окуня, река мертвая, ни всплеска. А ведь рыба для нас не только удовольствие, это еще и пропитание. Хотя это я просто сгущаю краски, была тушенка, крупа, вермишель, лук, картошка, приправы всякие, даже манную кашу варили. Но уха это святое. Едем на следующую горную речку (фото 29). Она принесла нам несколько хариусов и все. Зато каменные столбы не устают удивлять нас своей первозданной и необычной красотой. Этот столб по единодушному мнению назван Наполеоном (фото 30). На следующий день, оставляя в лагере одного из нас, это был Валера и собаки, едем далеко вверх, взяв с собой термоса с чаем и легкий перекус. С виду небольшой ручей, впадающий в речку, но сколько удовольствия и удовлетворения принесло нам это место. На Мепса двоечку, практически на каждой проводке бил или цеплялся хариус (фото 31). Шел дождь, поэтому фото особенно не занимались, даже не удосужился запечатлеть неплохого ленка, который порадовал меня своим упорством. Нам с сыном выделили канн, это такой алюминиевый рюкзак, с ним местные ходят на рыбалку, по ягоды, грибы и за кедровыми шишками. Поэтому мы вдвоем целенаправлено ловили хариуса (фото 32). А Виктор и Миша в то время пытались поймать пресловутого тайменя. Точку пробили, в лодку, сплавляемся вдоль берега по течению и продолжаем ловить кому что нравиться (фото 33). Домой вернулись очень удовлетворенные, а Валера, наш сторож, с берега, в это время уговорил таймешку на трешку. Значит опять вечером будет вкуснющая уха, жареный хариус, ну и естественно тушки на засолку. После ужина, на сон грядущий, решаем дружной компанией, соблазнить трофейного тайменя, такой приманкой как мыш (фото 34). Забрасываешь чуть выше по течению, немного сплавляешь и делаешь плавную проводку, типа мышка переплывает речку и таймень по идее, должен на нее набросится, ведь он питается этой живностью, не брезгует и молодыми утятами… Но увы, то ли таймень был уже сытым, то ли вода после прилива была не очень светлая, но выхода мы так и не увидели.
Время пролетело быстро, собираем лагерь и движемся в сторону первой стоянки, (фото 35) где в тайге припасены запасы бензина и откуда, будет полегче в один переход дойти до дома. На реке полнейший штиль, красота такая, что дух захватывает (фото 36). Не могу я на бумаге, словами, передать всего того, что я чувствовал в эти минуты…
По приходу на первое место замечаю, что после нашего уезда, к нам приходили гости, в нескольких метрах от стоянки палаток, обнаружили медвежьи следы (фото 37). Со слов опытных, это был молодой медвежонок, так как след не очень большой. Никогда медведи сами не нападают на людей, они просто уходят в тайгу, но не дай бог оказаться между мамой-медведицей и ее детенышами… Лагерь установлен, короткий перекус и на рыбалку. Я уже смирился с мыслью, что тайменя мне не поймать, да я особо и не переживал по этому поводу, ведь главное, что я видел его, пробовал на вкус, ну что еще мне надо. Поэтому я снимаю Мепса Киллера №6 и ставлю Сильверок, где то грамм 6-ть. Лучше я буду ловит хариуса, окуня, сижка, чем тупо бросать тяжелую вертушку с призрачной надеждой на трофей. И тут с первого заброса легкий удар и на там конце повисло что-то тяжелое. Это был ОН. Знаю, что тройничек маленький, форсировать события никак нельзя, но и слабину допустить непростительно, чувствуется сила и мощь рыбы на том конце снасти. Несколько раз уходил под лодку, в сторону, спиннинг с верхним тестом 38гр. легко гасил его рывки и вот хирург Миша завел его в подсак, дело сделано, рыба в лодке. Не трофей конечно, всего около 4 кг, но как говориться на безрыбье… Можно переждать дрожь в руках и сделать несколько снимков (фото 38; 39). Потом опять были рыбалки до ночи, Валере на воблер сел примерно такой же таймешок, мой Серёжка помог ему его добыть, а у меня было время включить фотик (фото 40). Судя по фото, не скажешь, что время за полночь, но что есть, то есть (фото 41). Ну а потом была поздняя уха из голов, хвостов тайменя, очень ароматная, наваристая, необыкновенно вкусная (фото 42). Спать ушли почти в два часа ночи, темноты я так и не дождался. Потом опять были изменения погоды, штормовой ветер с дождем сменялся полным штилем с мошкой и гнусом. Потом опять откуда-то появлялась туча и начинался дождь… Вот облако зацепилось за верхушки деревьев, необычайное зрелище (фото 43). Потом опять были рыбалки, сын оторвался по сигу, (фото 44; 45) Ему вообще сильно везло, он даже умудрился поймать рыбку, под названием тугун, который в тех местах ценится гораздо выше, чем стерлядка и осетр. Это маленькая рыбка типа нашей селедки, он поймал ее по-честному, чем очень удивил и рассмешил наших сибиряков. По приезду в лагерь, от этой рыбки отделили голову и брюшко, макнули в соль и просто съели.
Как ни печально это осознавать, но всему приходит конец, закончилась и наша такая необычная, для нас рыбалка. Собрали лагерь и поехали домой. Последнюю ночь провели в гостинице, смотрели телевизор, но он нас как-то не радовал, очень не хотелось возвращаться из этой тишины, чистоты, в этот суматошный мир. Помылись, побрились, вечером пришли ребята, прощались как родные. Не знаю, встретятся ли еще в моей жизни такие прекрасные ребята, как эти настоящие парни сибиряки. Очень хотелась, чтобы таких людей было как можно больше. Последнее фото над старичком АН 24 (фото 46), прощальный взгляд из иллюминатора самолета на те места, где были (фото 47) и снова в эту суетливую, шумную, но по-своему интересную жизнь, с тайной надеждой, посетить эти места еще раз.