На Дону уже лето.

Весть о том, что мостик через речку Иловлю, по которому мы добирались до любимых мест на Дону разрушен, заставила нас пересмотреть традиции и стартовать раньше. Понятное дело, этого было мало. Конечно же, мы приехали поздновато для того, чтобы надеяться на поклевки сома на квок. Однако, Батюшка-Дон встретил нас приветливо, подарив сразу трех судачков подряд прямо с берега на спиннинг около места, где мы решили оставить машину.

Лиха беда – начало!

Воды много. Пляж, что всегда виден по диагонали – был весь под водой, за исключением двух-трех песчаных островков, ставшие приютом для поджидающих скатывающуюся рыбу чаек. Меня сразу привлек угол нашей уютной бухты, где решили спускать надувную лодку с мотором. С виду – обратка в буреломе, однако поролонка-незацепляйка с трех забросов осталась жива, что давало отличный шанс «пробить» это место более тщательно. После того, как почти в отвес долбанул первый судачок и был без труда извлечен из воды, я после каждой проводки пытался еще с минуту поигрывать поролонкой в отвес, а заодно и пощупать дно. Оказалось, что, ко всему прочему, единственный чистый пятак на закоряженом дне еще и углубляется примерно на полметра, да еще и в мою сторону! Это вообще подарок! Нужно просто ловить момент, когда поролонка по дуге приземляется на этот пятак, а затем очень аккуратно стаскивать приманку в глубь. Я ловил на 25 грамм и хотел было привязать груз чуть легче, ибо считал, что 25 грамм – многовато для слабого обратного течения. Но этого не случилось. Подряд два заброса принесли еще два судачка, один из которых явно тянул на кило. Беглый осмотр остального берега кроме пяти оторванных приманок ни чего не дал. Заветный уголок моему компаньону никак не давался и мы решили таки накачать лодку и разобраться с судаками по-взрослому.
Ну, коли я вчера набрал 121 ракушку для ловли сома на квок – нужно непременно попробовать! Чем Черт не шутит? Ведь в мае уже были поимки сомят на спиннинг и на донку! Мы быстро оснастили наши спиннинги большими крючками и грузами, заплыли в начало ямы и принялись квочить. Однако, квоченье как-то сразу не задалось. Ветер погонный гнал нас быстрее течения, при чем постоянно прижимая к берегу с упавшими деревьями. Течение, как нам показалось, было сильнее, чем летом. Небольшая волна мешала квочить. Эхолот за 4 прохода не показал ни одного подъема сома. А тут еще три судака на кукане путали мысли извечным вопросом: «А может пора уже джиговать?» Как только этот вопрос прозвучал вслух, стало понятно, что наши мысли все это время были об одном. Мы быстренько смотали сомовьи снасти и размотали спиннинги.

Подумать, вычислить и найти судака!

Нужное место мы нашли не сразу. Сначала мы пробивали уже знакомые места, нещадно отрывая поролоновые рыбки. Просто договариваемся, что на очередной коряге имеет смысл оторвать не более трех приманок и начинаем методично ее облавливать. Ближе к берегу, дальше, вдалеке и под лодкой. На второй коряге задумались. Эдак, можно поотрывать все имеющиеся приманки и спокойно ехать домой, что, в принципе, можно сделать и без потерь. Но погода располагает, судак активный, значит надо просто искать!
Решили проверить мое предположение, что скорее всего судака нужно искать по той стороне реки, с которой имеется затон, где вероятнее всего судак и нерестился. Мы быстро метнулись на другую сторону, где также начали рвать «чебурашки». Сплавляясь вниз по течению, вдруг замечаю интересное возвышение, на котором торчит отличная коряга, к которой можно привязаться, и ниже по течению в пределах досягаемости заброса сразу три положительных фактора: понижение глубины с 3 метров до 6, а дальше две полуметровых грядочки. Привязываемся к дереву и с первого же заброса, уже возле лодки, с четким ударом вешается судак. Отличное начало! Второй так же с жестким ударом клюет чуть ниже лодки. Дальше все пошло как по маслу. Поклевки следовали одна за другой и вдалеке, и под лодкой, и сразу после слегка закоряженых «пупков». Иногда за одну проводку было по два-три удара, но, как и на вчерашней рыбалке, много поклевок было не реализовано. Причину сказать затрудняюсь. Два или три судака я поймал с внешней стороны пасти. Одного снизу, как будто он прижимал поролонку ко дну, а одного за нос, как будто он ее просто атаковал с закрытым ртом. Не похоже, чтобы судак стоял на гнездах и отгонял всех, кто мимо плывет. Судак не был черным, да и место подходящим для нереста назвать трудно. Более крупные судаки все брали жадно и в заглот.
Часам к 12 клев стал стихать. Может быть подвыбили мы это место, хотя 3 судака на промежутке в 50 метров – это не показатель; может быть кого-то накололи, а кто-то находится в пассивном состоянии и чего-то ждет. Зная, что судак перед нами, мы начали эксперименты.

Мало найти, надо еще и провоцировать судака на поклевку!

Пробовали ловить на твистеры и виброхвосты разных цветов. Я экспериментировал с весами грузов, цветом и размером поролонок но все тщетно. Поклевок не было. Мы опять привязали обыкновенные поролонки, на которые последний раз клевало (белые и серые), только на этот раз пропитали их рыбьим жиром. Вы будете смеяться, но уже на второй проводке в том месте, где до этого не было поклевок, снял товарного судачка. У Валентиныча тоже начались поклевки. Одного он благополучно слил возле самой лодки, второй же удивил своей преданностью делу наполнения кукана: залез в корягу, сам освободился, затем залез в корягу, что под лодкой, опять сам освободился, отлично позировал перед фотоаппаратом и послушно дождался, пока я его поглажу и ласково возьму за голову, как кошка родного котенка. Надо отметить, что два пойманных судака отличались по размеру от первых трех в большую сторону. Сработал ли аттрактант, или мы просто пережили кратковременный выход судака – остается догадываться.
Дело к обеду, мы порядком проголодались, да и вода пресная предательски закончилась. Делим последние глотки поровну, вспоминаем про марш-броски в армии, разные случаи из жизни, когда вода ценилась на вес золота. Решили проскочить ниже по течению, оторвать, так сказать, по паре поролонок в поисках похожего клевого места и ехать обедать. Собственно, так и произошло. Места похожего мы не нашли, поролонки оторвали.

Послеобеденный клев.

Прогноз погоды не обманул. В обед поднялся ветер, но серьезных волн так, как ветер дул по диагонали, создавая на Дону своего рода затишки с наветренной стороны. Вот, в таком месте мы и ловили судака не замечая сильного ветра.
Вообще, ветру надо сказать спасибо. Пускай он внес серьезные коррективы в попытки квочить сома, но так же он нас спасал от мошки, которая с каждым днем набирала обороты. Как только мы углублялись почитать газетку в лесок или выходили на берег джиговать, где ветра не было вовсе – моментально были атакованы ее легионами. Не сказать, чтобы мы страдали от нее, но определенный дискомфорт ощущали.
После обеда мы опять встали на прежнее место. На всякий случай пропитали поролонки рыбьим жиром и стали ждать послеобеденного выхода. Уж не знаю, дождались мы его или нет, но мы увидели в течение полутора часов по две или три поклевки и выловили по хорошему судаку. У Валентиныча уж точно был красавец за килограмм! А питьевая вода по прежнему кончалась… Приняв решение доловить до 16 часов и спокойно, не торопясь плыть к машине и собирать лодку, мы прикинули, что у нас на двоих получается 10 судачков, среди которых есть что пожарить и есть что закоптить. Однако же следующая поклевка опять нас вывела из равновесия. Приличный судак, взявший вдалеке, как и у Валентиныча, залез в корягу, но благополучно сам выбрался. Я начал форсировать вываживание, чтобы не дать ему ткнуться в корягу, что ниже лодки и малость переусердствовал. Приличный судак выскочил на поверхность на большой скорости и начал бешено мотать головой. Что бы дать ему хлебнуть воды и успокоить, я чуть пригнул спиннинг к воде, но он воспользовавшись этим резко вильнул к лодке, чего я не ожидал и, развернувшись, резко пошел в глубину. Видимо, этого было достаточно, чтобы двойник вывернуло из пасти. А может быть, он опять был засечен где-то снаружи. Так или иначе, я слегка расстроился, хотя Валентиныч меня успокоил, мол, так мне и надо, дескать, счет теперь 1:1. С принятием этого факта, пришло осознание того, что рыбалка в целом удалась. И судака ловили, и поиск был, и борьба, и переживания. Не за этим ли мы сюда приехали по незнакомой дороге? Не за тем ли, чтобы на протяжении двух километров быть единственными рыболовами в субботний день?
Лодку собрали, на удивление, быстро. Я даже не успел проверить судаковый уголок нашей бухты. Зато, я в первый раз искупался в Дону. Вода теплая!
Пожалуй, вот и вся рыбалка!
Нет! Вру! Еще было одно событие, которое буду вспоминать долго – это запотевшая бутылка пива, купленная в поселке Иловля и исчезнувшая во мне за считанные секунды.

Примечание:
Данный материал опубликован в газете "Рыбак Рыбака"

Судачий угол в нашей бухточке
Хорошее место, но зацеп на зацепе
Приятный судачишко
Спортивная поролонка сработала
Дон. (отснят с синим фильтром)
У Валентиныча клевали самы крупные
В судаке 1350 гр.
Большие судаки брали в заглот
Сладкая парочка
Натюрморт
Купальный сезон открыт!
Фото на память
А больше нам и не надо!
Валентиныч, ну и где тут твои?