Разговор с покупателем.


Вторник. Один из дней, когда рыболовный магазин находится глубоко не спереди по дневной выручке. Продавцы устали уже стоять, облокачиваясь на прилавки и сонно смотреть на обоюдно надоевшие лица. Товаровед вяло что-то тычет в компьютер, изредка пересчитывая поплавки, и заводные колечки. DVD-диски с монотонными умностями Щербаковых на «плазме» дополняют томную мизансцену.
Не правда, что у продавцов нет средней линии, как у рыб. По первому взгляду на вошедшего покупателя, товаровед поняла, что он не стоит того, чтобы отвлечься от увлекательного пересчета поплавков. Он не был ей интересен ни как покупатель, ни как банальный мужчина. Это один из тех, чей первый вопрос звучит примерно так: «О! А сколько стоит поймать вашего сазанчика в аквариуме!?»
За полтора месяца работы магазина мы придумали массу ответов на этот вопрос, который ежедневно нам задавал каждый третий покупатель.
Этому покупателю, почему-то, ничего дежурного не ответили.
Не дождавшись ответа и посчитав, что застал своей шуткой нас врасплох, покупатель горящими глазами стал смотреть на прилавки прозрачным взглядом, то и дело поглядывая на продавцов с добродушной улыбкой.
Дебил, - подумала товаровед.
У нас в деревне Витькан на этого хмыря похож, тоже вечно поддатый и муйню всякую несет и сам же смеется, - подумал продавец.
Наверное, парень аванс получил, - как-то туманно спроецировалась семантика в у меня в подсознательном.
Странный покупатель, пытающийся себя вести, как личность, украшающая любой мало-мальски уважающий себя рыболовный магазин, ничуть не смутился нашим мыслям, но при следующем диалоге почему-то непременно смотрел на меня, будто и вправду получил аванс. Видимо для того, чтобы убедить товароведа, что он не дебил, а продавца – что он не похож на Витькана из его села, он начал издалека:
- А я тут давно хожу и не вижу, что магазин новый рыболовный открылся…
Товаровед на мгновенье задумалась, тяжело вздохнула, высыпала большую горсть поплавков обратно в коробку и стала заново их пересчитывать, давая всем понять, что она опять сбилась со счета и в этом виноваты только мужчины и никто более.
- А чо покупателей так мало?
Продавец многозначительно посмотрел на меня, мол, сразу выгнать или пусть пару минут полюбит нам мозги?
- У нас рекламная акция, - разыгрывая дебют, ожидая закономерный вопрос странного покупателя «Какая?», придумываю на ходу два-три варианта продолжения разговора.
- Какая? – оживился покупатель радостно выдыхая на меня всю волокушу, которую он раньше с завидной регулярностью носил мимо нашего магазина.
- Если покупатель в нашем магазине ничего не покупает – мы на выходе дарим ему сазана из аквариума и дружно метелим на газоне…
Покупатель недоверчиво заглянул в мои глаза, воровато оглянулся на рослого продавца, который зарыл голову в каталог «Апико Фиш», опять повернулся ко мне, уже набрал воздух, чтобы что-то ответить или спросить, но я его опередил:
- Сазан последний остался.
- А если я просто зашел посмотреть!?
- Значит покупателя метелим не на газоне, а перед зеркалом, чтобы он сам внимательно следил за этим увлекательным процессом. Желание покупателя «посмотреть» – для нас закон!
- А если покупатель не знал, что у вас рекламная акция?
- Это ничего не меняет...- сейчас спросит «почему», а я пока придумаю что-нибудь…
- Почему?
- Ну ты же не знал, что магазин открылся, а зашел! И у нас так же – ты ничего не купил, а тебя отоварили!
- Понятно… - в задумчивости проговорил покупатель, мучительно что-то соображая. – А метелить-то за что!? – вдруг вспомнил насущный вопрос.
- Говорят тебе, вот такая рекламная акция. Пришел и не купил – метелим на газоне и дарим сазана; пришел просто посмотреть – метелим перед зеркалом; чего-нибудь таки купил – метелим просто так…
- За что!?
- А что б другим неповадно было…
Странный покупатель засунул руки в карманы, что-то там перебирая пальцами, наверное, мысленно пересчитывая сдачу в продуктовом, как ему показалось, вдруг сделал умное лицо, с которым начал бегло изучать прилавки. Он шел медленно по периметру витрин по очереди рассматривая поплавки, воблеры и катушки. В конце концов, когда периметр закончился, он начал заметно нервничать, как вдруг в магазин зашел еще один покупатель. На какой-то миг это выглядело спасением, горемыка с эдакой хитрецой стал заглядывать вошедшему в глаза.
Вошедший не торопясь осмотрел витрины, насвистывая себе что-то под нос подошел к аквариуму:
- Ну что, сазан еще жив?
- А вы то же пришли на рекламную акцию? – с беззаветной надеждой выпалил покупатель.
- Нет, я – директор этого магазина!
Покупателю хватило буквально секунды, чтобы оценить все оставшиеся шансы и решительно направился к выходу, чуть не столкнув директора.

По прежнему был вторник, но привычную мизансцену разбавлял легкий смрад дешевого портвейна. Директор повел носом, скривился и спросил:
- Я так понял, что он ничего не купил у нас…
- Не а…
- Может сделать какую-нибудь рекламную акцию?...